SuperJunior - Дети и Родители
  • Главная
  • Планирование беременности
  • Новый год. Краткая история. Римский Новый год — коктейль из вековых традиций и праздничного балагана Когда римляне празднуют новый год

Новый год. Краткая история. Римский Новый год — коктейль из вековых традиций и праздничного балагана Когда римляне празднуют новый год

Славная традиция праздничной встречи Нового года идет из далекого прошлого: по мнению ученых - с III тысячелетия до н. э., с празднования жителями Месопотамии победы бога Мардука над темными силами. Торжество приходилось на конец марта, когда природа расцветала, прибывала вода в Тигре и Евфрате и крестьяне могли приступить к посевной. Но прежде чем приниматься за дело, народ устраивал грандиозное веселье. Гуляли 12 дней и, судя по клинописным свидетельствам той эпохи, отрывались по полной программе.

Сириус, Дионис и Юлий Цезарь

Для древних египтян год начинался с важнейшего события - разлива Нила. Жрецы в парадных одеждах под пение религиозных гимнов шли к берегу великой реки и устремляли взоры к звездному небу, ожидая появления над горизонтом Сириуса: восход звезды на небосклоне предвещал скорый разлив нильских вод.

В Древней Греции новый год вступал в свои права в день летнего солнцестояния - 22 июня. Гвоздем программы было веселое карнавальное шествие в честь бога виноделия Диониса. Его участники, облачившись в козьи шкуры, изображали жизнерадостных сатиров, больших любителей вина и хорошеньких женщин, сопровождающих Диониса во всех его похождениях. Надо ли говорить, что и «сатиры», и зрители щедро отдавали дань главному герою торжества, выпивая несметное количество вина в его честь и веселясь до упаду (в прямом смысле этого слова).

В Древнем Риме Новый год связывали с началом полевых работ, но праздновали его куда скромнее, чем в Греции. Организовывалась торжественная процессия, степенные жрецы приносили жертвы богам и молили их не оставить народ своим вниманием в наступающем году. Тогда же появился обычай вручать друг другу подарки в качестве доброго пожелания и предзнаменования удачного и счастливого нового года.

В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь законодательно перенес новогоднее празднование на 1 января. В этот день римляне почитали двуликого бога Януса - божество неба и солнечного света, а также всех входов и выходов. Он открывал небесные врата, выпуская на небосвод солнце, а на ночь вновь запирал их. По легенде, Янус научил людей ремеслам, земледелию, а еще - исчислению времени. Этот педантичный бог вел счет дням, месяцам и годам; на пальцах его правой руки было начертано число CCC (300), а на левой - LXV (65), что в сумме давало 365 - общее число дней в году.

К слову, именно в честь Януса назван первый месяц года - январь. Юлий Цезарь тоже «отметился» на календаре, обессмертив свое имя в названии месяца июля.

В средневековой Европе мудрую инициативу римского императора позабыли, отмечая Новый год как бог (не Янус!) на душу положит. Например, во Франции до 755 года летосчисление вели от 25 декабря, затем - от 1 марта. В XII веке первым днем года стал праздник Пасхи, и только в 1564 году после указа короля Карла IX отсчет начался с 1 января. Англия последовала примеру своей южной соседки лишь в середине XVIII века.

«С сего числа перестать дурить головы людям»

Когда и как отмечали Новый год в языческой Руси, достоверно неизвестно. После крещения «новое лето» начиналось в марте или после Пасхи. В конце XV века великий князь московский Иван III распорядился считать началом года 1 сентября. В этот день было велено платить различные подати. Примерно в то же время началось официальное празднование Нового года и в Кремле стали проводить пышные церемонии. Соборная площадь заполнялась народом, патриарх в праздничном облачении возглавлял шествие духовенства с иконами, крестами и хоругвями. Подходя к царю, он благословлял его и желал государю здоровья. Начиналась торжественная служба, после которой царя и патриарха по очереди поздравляли все бояре и иерархи. Завершалось действо поздравлением властителя простым людом, который, не отличаясь красноречием, попросту падал ниц перед «надежей-государем».

В 1699 году царь-реформатор Пётр I, перекраивая русскую жизнь на европейский лад, решил установить единообразие и в летосчислении - не от легендарной даты сотворения мира, как было принято на Руси, а от Рождества Христова, как в Европе: «Поелику в России считают новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает».

Пётр Алексеевич решил устроить в Москве невиданное доселе празднество. В полночь царь вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первый фейерверк. Костры, иллюминация - веселые гуляния продолжались семь дней. Так с 1 января 1700 года праздник прочно закрепился в российском календаре. И потому, собираясь за новогодним столом, будет справедливо провозгласить один из тостов за великого царя-преобразователя, подарившего нам это замечательное торжество.

«Мы бодры, веселы...»

После революции 1917 года советская власть Новый год, в отличие от Рождества, праздновать не запрещала. Более того, Владимир Ленин распорядился организовывать «пролетарские елки» для детей рабочих, однажды даже сам приезжал к ним на праздник в Сокольники. Об этом визите писала советская поэтесса Вера Инбер:

В Сокольниках один заветный просек,

Где Ленин был на елке у ребят,

Уже давно о памятнике просит,

Деревья все об этом шелестят.

После смерти вождя мирового пролетариата отношение к празднику изменилось, ревнители коммунистической морали заклеймили его как «буржуазный пережиток» и «обывательщину». К тому же украшенная елка ассоциировалась у воинствующих безбожников с Рождеством, а оно по тем временам считалось едва ли не идеологической диверсией.

В советских газетах появлялись письма «возмущенных трудящихся»: «Меня, как безбожника, ведущего антирелигиозную пропаганду, удивляет, почему газета «Правда» в своих объявлениях на весь СССР публикует, что «Универпочта» предлагает елочные украшения... Предлагаю «Универпочте» поставить на вид за то, что она способствует старому быту, рассылая всякую мишуру и разную дребедень для украшения елок».

Но к середине 1930-х «генеральная линия» вновь изменилась: 28 декабря 1935 года газета «Правда» публикует заметку второго секретаря ЦК ВКП(б) Павла Постышева под патетическим заголовком: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» «Почему... лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? - вопрошает автор. - Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец».

Сказано - сделано. ЦК ВЛКСМ оперативно принял постановление «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового 1936 года», на фабрики и заводы разослали поручения приготовить детям подарки, а райлесхозы обязали заготовить елки. Следуя новым указаниям, газета «Комсомольская правда» заранее дает отпор «левым загибщикам»: «Нет сомнения, что и сейчас найдется немало таких блюстителей «современности», которые сочтут детскую елку за буржуазный предрассудок и лишат детвору прекрасного удовольствия. Комсомольцы первые должны осудить этих «сухарей», уже немало навредивших делу воспитания здорового, веселого и жизнерадостного поколения».

Дальше - больше: появляются бодрые статьи о том, как охотно раскупают на рынках елки, как хороши новогодние торжества и народные гуляния. В результате Новый год в СССР стал единственным государственным праздником, не связанным с коммунистической идеологией, одним из редких ярких штрихов на сером фоне будней советских людей сталинской эпохи.

1 января оставалось рабочим днем, серьезно осложняя жизнь трудящимся, ударно отмечавшим накануне наступление нового года. Лишь с 1948-го
власть пошла народу навстречу, сделав эту дату выходным. Уже в либеральное постсоветское время, в 1992 году, наши соотечественники обрели право гулять и 2 января, а в 2005-м страна получила в подарок единственные в мире новогодние каникулы - с 1 по 5 января. С учетом выходных дней и «реабилитированного» Рождества Россия погружается в праздники аж на десять дней.

Но и это еще не все: ведь в запасе у нас есть и Старый Новый год. Этой традицией мы обязаны декрету советского правительства о переходе в 1918 году с юлианского на григорианский календарь, «ускорившем» время на 13 дней. Поэтому россияне с полным правом могут вторично проводить старый год в ночь с 13 на 14 января. А заодно и завершение каникул отметить... 

ПРАЗДНИК ВЗАЙМЫ

Когда иностранные праздники пытаются привиться на русской почве.

РАЗВЛЕКАЙ И ВЛАСТВУЙ

О силе воздействия празднеств на людей.

ПРОЩАЙ, МЯСО!

Именно так с вульгарной латыни переводится слово «карнавал».

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

ЧЕЛОВЕК В ТОЛПЕ

Но что влечет нас в новогоднюю ночь на Красную площадь

и заставляет примерить маску на карнавале?

Новый год наряду с Рождеством является, наверное, самым популярным и любимым в народе праздником, возникшим, по мнению некоторых, в глубокой древности. Тем не менее, если считать началом Нового года 1 января, получится, что праздник не такой уж и древний, и не представляет особой сложности назвать точное время и место его появления.

Новый год у различных народов

Поздравление с Новым годом на разных языках мира.

Новый год можно назвать универсальным праздником человечества, потому что традиция его празднования существует с незапамятных времён практически у всех народов мира. Однако время, которое считают его началом, различается от народа к народу. Чаще всего оно связывается с местоположением земли относительно солнца (зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие), периодом начала или окончания сельскохозяйственных работ или же с наиболее значимыми для общества природными явлениями.

Так, на Древнем Востоке - в Древнем Египте, Ассирии и Вавилоне - начало нового года было связано с разливом чрезвычайно важных для сельского хозяйства рек - Нила, Тигра и Евфрата. В Древней Греции Новый год праздновали в день летнего солнцестояния. В Древней Индии - в день весеннего равноденствия. В этот же день он до сих пор официально празднуется во многих ираноязычных и тюркоязычных странах под именем Новруза, являясь в некоторых из них, таких, например, как Азербайджан, Казахстан, Турция и др., государственным праздником.

Общим для многих народов в праздновании Нового года является религиозное представление о том, что он знаменует собой смену жизненных циклов, разрушение старого и возникновение нового миропорядка, когда в природе ненадолго воцаряется первозданный хаос.

Таким образом, Новый год первоначально был связан с первобытной религией. В качестве же светского праздника он впервые появился в Древнем Риме.

Древний Рим. Новый год как светский праздник

Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э.) - древнеримский общественно-политический деятель, писатель, военачальник и пожизненный диктатор.

В Древнем Риме Новый год традиционно наступал в марте месяце и, следовательно, считался праздником плодородия и начала весны подобно нашей Масленице, о чём, кстати, свидетельствует и само название месяца «март», т.е. посвящённый богу Марсу, который изначально никоим образом не был связан с войной, являясь богом растительности и плодородия. Существовал также праздник Сатурналий, связанный, подобно Рождеству, с зимним солнцестоянием.

Всё изменилось, когда к власти пришёл ставший пожизненным диктатором Гай Юлий Цезарь. Ему удалось, при помощи группы александрийских учёных во главе с египетским астрономом и математиком Созигеном, реформировать древнеримский календарь, который после реформы к десяти прежним месяцам прибавил ещё два - январь и февраль, а Новый год получил официальную дату своего начала - 1 января.

Стоит отметить, что 1 января было выбрано не случайно. Месяц «январь» был посвящён Янусу - древнеримскому богу входов и выходов, дверей и всякого начала. Однако, кроме символического, эта дата имела ещё и практическое значение.

Дело в том, что с конца II в. до н.э. новоизбранные римские консулы вступали в должность именно 1 января, а официальное летосчисление велось по консулам, т.е. запись в государственном архиве имела примерно такой вид - «в год консулов такого-то и такого-то». Кроме того, именно в это время начиналась активная политическая и хозяйственная деятельность в Древнем Риме. Поэтому любая другая дата начала Нового года, отличная от 1 января, была бы явным несоответствием фактически установившемуся порядку.

Система летосчисления, созданная Цезарем и Созигеном, стала называться юлианским календарём, а 1 января Новый год впервые наступил в 45 г. до н.э., став, по всей видимости, первым нерелигиозным праздником в истории человечества, праздником, возникшем из жизненной необходимости и введённым волевым решением сверху, что несомненно подчёркивает его чисто светский характер.

Несмотря на это в Древнем Риме он прижился. Более того, римляне стали отмечать приход Нового года в течение первых пяти январских дней - с 1 по 5 января, веселясь, распевая песни, проводя спортивные состязания и принося благодарственные жертвы богам.

В ночь на 1 января люди разгуливали в масках, желая прохожим счастья и благополучия, а наутро в праздничных одеждах с оливковыми ветвями в руках приветствовали всех словами «Да здравствует день счастливых надежд!». Дети предлагали прохожим яблоки, а те взамен одаривали их монетами. Существовал также обычай делать друг другу подарки, на которых были написаны пожелания на следующий год.

Византия. Продолжение традиции

Константинополь периода наивысшего могущества Византийской империи.

Традиция празднования Нового года 1 января была перенесена из Древнего Рима на территорию Восточной Римской империи - Византии.

Официально Новый год в Византийской империи начинался 1 сентября по юлианскому календарю (14 сентября по новому стилю), что объясняется влиянием христианства, точнее - определением Никейского собора 325 г. Однако в народе продолжали встречать январский Новый год, который в Византии назывался «календами». Данная традиция была настолько сильной, что её не смог искоренить даже запрет VI Вселенского собора, предавший календы анафеме.

Сначала календы праздновали, как и в Древнем Риме, с 1 по 5 января, но затем их празднование было приурочено к Рождеству, а сами календы стали двенадцатидневными. Сделано это было, по всей видимости, чтобы со временем заменить в народном сознании языческий праздник христианским. Хотя стоит отметить, что набожные византийские императоры всегда старались отделить языческие торжества от христианских, и основные новогодние развлечения устраивались не в ночь на 25 декабря или 1 января, а только в ночь на 2 января. Развлекались же византийцы совсем, как римляне времён Юлия Цезаря.

Чаще всего мужчины переодевались женщинами, а женщины - мужчинами. Люди надевали маски и бродили от дома к дому с весёлыми песнями и танцами, требуя награду за свои выступления. Стучались в двери незнакомых людей и принимали участие в их пиршестве. Немало византийцев толпилось в трактирах и кабаках, а также на ночных улицах.

Праздновали наступление Нового года и во дворце василевса ромеев, т.е. византийского императора. В ночь на 2 января там устраивались так называемые «готские игры», которые заключались в пении песен, прославлявших императора и его наследников. Петь были обязаны все присутствующие на играх: профессиональные музыканты, члены цирковых партий «голубых» и «зелёных» и даже приглашённые на праздник именитые византийские вельможи.

Песенное славословие перемежалось плясками ряженых и людей, вооружённых мечами и щитами, которые назывались «готами». От них-то и получило название всё праздничное действо. В обязанность «готов», кроме пляски, входило исполнение имевших когда-то ритуальное значение песен на испорченной до неузнаваемости латыни. Смысла этих песен в то время уже никто не понимал, однако их исполнение, несомненно, придавало атмосфере праздника аромат таинственности.

Древняя Русь. Новый год 1 сентября. Два Новых года

Соборная площадь Московского Кремля. Акварель Д. Кваренги (1797). Слева - Архангельский собор, справа, за колокольней Ивана Великого, Успенский собор.

Внутренняя и внешняя политика Византийской империи была теснейшим образом связана с жизнью её менее продвинутых в экономическом и культурном отношении соседей, среди которых была и Киевская Русь. Русско-византийские контакты с годами становились всё более частыми, а в конце X века Древнерусское государство стало равным по силе и могуществу партнёром, но иногда и соперником, Византии. Именно тогда, в 988 году, крестился киевский князь Владимир Святославович, а вместе с ним приняло христианство его государство - Древняя Русь.

С приходом христианства русское летосчисление стало вестись на византийский манер - от сотворения мира по юлианскому календарю, а православные церковные праздники сделались праздниками Древней Руси. Однако вплоть до XIV в., а по другой версии - до конца XV в., продолжалась языческая традиция празднования Нового года в марте, и только в 1348 или 1492 году русская церковь перенесла его начало на 1 сентября.

Сентябрьский Новый год стал одним из главных русских праздников допетровского времени, который, кстати говоря, и сейчас отмечается Русской православной церковью. В те же времена это было достаточно торжественное празднество согласно установленному церковью церемониалу. Вот как описывается выход русского монарха на Новый год в книге «Домашний быт русских царей в XVI-XVII вв».

Первый выход [царя] был в Новый год, начинавшийся тогда 1 сентября, «на летопровождение», в десятом часу утра. Посреди соборной площади, против Красного крыльца, устраивался обширный помост. На нем, с восточной стороны, поставлялись три налоя, на одном из которых ставили образ Симеона Летопроводца; с западной стороны устраивались два особых места, одно для государя, другое для патриарха. Патриарх выходил на «действо» из западных врат Успенского собора в сопровождении духовенства в богатейших облаче­ниях, в то же время из дворца показывалось шествие госу­даря, возвещавшееся звоном на Иване Великом. Взойдя на помост, государь прикладывался к Евангелию и иконам, потом принимал благословение от патриарха, который спра­шивал при этом о его царском здоровье. Духовные власти и бояре становились по обе стороны мест государя и патриарха по чину. Вся соборная площадь еще до выхода государя покрывалась служилыми людьми, стоявшими парадно на заранее назначенных местах.

По окончании молебствия патриарх осенял крестом государя и «здравствовал» ему длинной речью, которую заканчивал пожеланием здравия государю, государыне и всему его семейству. Государь благодарил патриарха и потом прикладывался к Евангелию и святым иконам. После того государя и патриарха поздравляли с Новым годом духовные власти и бояре. За этими поздравлениями госу­даря поздравляла вся площадь; все стрелецкие полки, бывшие на площади, и многое множество народа, весь «мир» - все в одно мгновение ударяли челом в землю и многолетствовали государю. Государь ответствовал «миру» поклоном. После этого государь отправлялся в Благовещен­ский собор к обедне или к себе в хоромы.

Цит. по: Домашний быт русских царей в XVI-XVII вв. По Забелину, Ключевскому, Карновичу и другим. М., 1992. С. 63-64.

Стоит сказать, что новогодняя традиция, приуроченная к весеннему равноденствию и марту месяцу, не была забыта русским народом, о чём, кстати, свидетельствует доживший до наших времён праздник Масленицы - праздник весеннего Нового года. Поэтому, начиная с XIV или XV в., в общественной жизни Древней Руси сложилась знакомая современному россиянину ситуация. Новый год встречали дважды: в соответствии с языческой традицией - в марте и в соответствии с христианской - 1 сентября. 1 же января не праздновали вовсе, хотя этот день в составе святочных торжеств от Рождества до Крещения носил название Васильева дня в честь одного из отцов церкви - Василия Великого или Василия Кесарийского.

Реформа Петра I. Переход на новое летосчисление

Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского. Акварель В. Сурикова (1900)

Возрождение январского Нового года связано с именем первого российского императора - Петра Алексеевича Романова (1672-1725), который, как некогда Юлий Цезарь в Древнем Риме, реформировал российское летосчисление. Во всех своих начинаниях Пётр I преследовал вполне определённую цель - сделать из России одно из ведущих европейских государств. Поэтому царский указ от 19 декабря 1699 года предписывал «лета счислять в Приказах и во всех делах и крепостях» не от сотворения мира, а от Рождества Христова, как в других государствах Европы.

Несмотря на несомненную прогрессивность, указ оставил в силе действующий юлианский календарь, по которому Россия будет жить вплоть до начала 1918 года, в то время как остальная Европа с конца XVI жила по более точному григорианскому календарю.

Последний раз осенний Новый год был официально отпразднован 1 сентября 1699 года. Но уже на следующий год появился вышеупомянутый именной указ Петра за номером 1735 «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира», который был зачитан москвичам царским дьяком с высокого помоста, устроенного на Красной площади. За ним последовал указ от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года». Указ самым подробным образом регламентировал празднование предстоящего новолетия.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.

Новый год до Октябрьской революции

Несмотря на то, что указ Петра строжайше предписывал веселиться с 1 по 7 января, в послепетровское время праздник не стал массовым. В народе продолжали праздновать Рождество и Святки, и даже такой неизменный атрибут современного Нового года, как Новогодняя ёлка, который по указу Петра должен украшать каждый дом, не был в широком употреблении до середины XIX века. Но и с этого времени обычай ставить в общественном месте или у себя дома украшенное свечками, фруктами и различными игрушками хвойное дерево, ассоциировался только с Рождеством. 1 же января продолжало оставаться всего лишь официальной датой начала нового календарного года и, кстати говоря, рабочим днём, который стал выходным только в 1898 году по закону от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности».

Советский плакат «С новым годом, дорогие товарищи!»

Новый год в том виде, в каком мы его знаем сейчас, возник в СССР. Однако сама дата да и все знакомые нам с детства атрибуты праздника - ёлка, мандарины, шампанское, салат оливье, Дед Мороз и Снегурочка - появились не сразу.

Декретом Совнаркома от 24 января 1918 года «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» на территории России стал действовать более точный григорианский календарь, принятый и в других странах Европы. Разница между юлианским и григорианским летосчислением, которая в XX веке составляла 13 дней, была ликвидирована за счёт того, что вышеупомянутый декрет «выбросил» первые 13 дней февраля, т.е. за 31 января 1918 года сразу же следовало 14 февраля.

По григорианскому календарю мы продолжаем встречать Новый год и по сей день, хотя многие россияне не забывают и о старом празднике, получившем в народе название Старый Новый год (Новый год по юлианскому календарю), который теперь наступает с 13 на 14 января. Тем не менее в первые годы Советской власти - в 20-е годы XX века - ни одного, ни другого праздника в современном понимании ещё не существовало.

В то время народ продолжал веселиться в рождественские и святочные дни, с чем начали активно бороться большевики, устраивая празднование «комсомольского рождества», «комсвяток» и «комсомольской ёлки», организовывая антирелигиозные уличные шествия и научно-просветительские мероприятия, стараясь «разоблачить» «поповский праздник».

Однако все усилия оказались тщетными, и празднование Рождества попросту запретили на XVI партийной конференции, проходившей в апреле 1929 года. Таким образом, на некоторое время Россия осталась без одного из своих главных праздников.

Ситуация изменилась в конце 1935 года, когда по предложению кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышева, было решено возродить Новый год (точнее - традиции празднования Новогодней ёлки), но совсем в ином качестве - в качестве нового советского праздника для юных строителей коммунизма, которым, в отличие от несчастных сверстников из других стран, выпала счастливая судьба родиться в Советском Союзе, где нет эксплуатации человека человеком, где всё принадлежит советскому народу и его будущему - советским детям. Таким образом, наряду с развлекательной, новый праздник получил и пропагандистскую составляющую, которая до неузнаваемости изменила рождественскую символику.

Голубая семиконечная Рождественская звезда превратилась в красную звезду РККА, а ёлку чаще всего стали украшать игрушками, пропагандирующими советский образ жизни и советские ценности. Отныне тематика ёлочных украшений стала сугубо политической или общественно-значимой: серп и молот, ракеты, танки, стратостаты, дирижабли, солдаты, пограничники, пионеры-горнисты и даже члены Политбюро ЦК ВКП(б). Были и другие курьёзы, связанные с празднованием Новогодней ёлки в 30-е годы. Например, Дед Мороз, чтобы подчеркнуть свою независимость от «поповского» Рождества, зачастую появлялся на ёлках, держа в руках «Курс истории ВКП(б)». Кстати, этот персонаж вместе со своей спутницей - Снегурочкой впервые появился перед советскими людьми в январе 1937 года на празднике в московском Доме Союзов. Но это ещё не был праздник в нашем современном понимании.

С 1930 по 1947 год 1 января люди выходили на свою обычную работу, и только 23 декабря 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало праздничным и выходным днём.

Постепенно советский праздник утратил свой политико-пропагандистский облик. К началу 50-х годов на ёлках появились совсем другие украшения: сказочные снеговики, снежинки, красные шапочки, зайчики, белочки, клоуны, звездочёты и гирлянды электрических лампочек; а к середине 70-х Новый год превратился, скорее, в семейное торжество с бенгальскими огнями, хлопушками, серпантином и детскими подарками под Новогодней ёлкой, когда закупались неизменные мандарины, изготавливался салат оливье и накрывался праздничный стол, куда ставилась бутылка шампанского. Свой же окончательный вид праздник приобрёл на рубеже 1975 и 1976 года.

Именно тогда, 31 декабря 1975 года, жители нашей страны впервые услышали новогоднее телевизионное поздравление главы государства (в то время - Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева), а 1 января 1976 года по телевидению впервые показали самый новогодний советский, да и российский, фильм - трагикомедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». С тех пор празднование Нового года в России не претерпело существенных изменений.

Новый год в наши дни

Новый год, плавно переходящий в Рождество и Старый Новый год. Праздник каждый день со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вплоть до 1991 года в январе празднично-выходным был только первый день нового года, после которого советские граждане возвращались к своим занятиям. Однако в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, согласно которому православный праздник Рождества уже 7 января 1991 года стал нерабочим днём. И что же получилось в результате?

Типично советский праздник, сильно отдающий язычеством, который плавно перетекает в праздник христианский. Несколько необычно для всенародных праздников, не правда ли? Впрочем, если повнимательней присмотреться к нашей сегодняшней государственной символике - гербу и флагу Российской империи на фоне разглагольствований о демократии, гимну СССР со словами о Боге - то два всенародных праздника, идеологически чуждых друг другу, не покажутся чем-то из ряда вон выходящим. Скорее, одним из символов современной России. Да и народ, в общем и целом, мало задумывается над смыслом и значением каких-либо торжеств.

Для народа важно то, что есть причина выпить, повеселиться и как-то разнообразить монотонность своего существования. А что это будет за причина - католическое или православное Рождество, Новый год, Старый Новый год или китайский Новый год - дело десятое. Главное, период с 1 по 7 января по григорианскому календарю - праздник каждый день со всеми вытекающими из этого последствиями. Затем наступает «настоящий» Новый год, он же Новый год по юлианскому календарю, он же Старый Новый год, т.е. праздник продолжается до 14 января. Затем самые продвинутые вспоминают про Крещение, отодвигая окончание торжеств до 19 января. Итого - девятнадцать дней. А если кто-нибудь загодя вспомнит и про католическое Рождество, то новогодний и рождественский марафон продлится месяц и более, учитывая послемарафонское состояние спортсменов.

Хотя, если говорить серьёзно, ничего плохого в новогодних и рождественских каникулах нет, если, конечно, по совету Горация, придерживаться золотой середины. К тому же, как мы видели, Новый год в России традиционно встречали и встречают не один раз. Но если не один, тогда сколько?

Сколько раз празднуют Новый год в России

Вопрос, действительно, интересный. Итак, давайте посчитаем, не учитывая, конечно, экзотических и заимствованных праздников.

14 января. Новый год по юлианскому календарю, известный в народе как Старый Новый год.

Февраль-март. Масленица - в дохристианскую эпоху праздник весеннего равноденствия, которое являлось началом нового года у древних славян.

Получается, что встречать новый год в России можно целых пять раз. Для одной культурно-исторической традиции факт более чем впечатляющий!


Через два дня наступит Новый год! Это один из немногих праздников, который дошел до нас с древних времен и продолжает регулярно праздноваться практически во всех странах мира. Но что мы знаем об этой привычной всем традиции?

Известный философ и гуманист, Л. Рон Хаббард считал, что нужно знать, что празднуешь, и делился со своими друзьями интересными историческими справками. Например, в декабре 1974 года он рассказал занятную историю, откуда пошла традиция украшать рождественскую елку огнями: «... 21 декабря солнце перестает двигаться на юг и начинает возвращаться на север. Немцы раньше сжигали ёлку, чтобы помочь солнцу начать возвращаться, поэтому мы зажигаем огни…».

Я решил последовать примеру Рона Хаббарда и рассказать вам немного об истоках празднования Нового года, не рождества.

Оказывается, новогодний праздник – самый древний из всех существующих праздников. При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). Разлив Нила был очень важен, т.к. только благодаря ему в сухой пустыне вырастало зерно. В Новый год статуи бога Амона (бога солнца), его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.

Древние римляне в течение долгого времени праздновали Новый год в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой – вперед к новому.

Во время новогоднего праздника римляне украшали дома и дарили друг другу подарки, и монеты с изображением двуликого Януса. Интересно, что только в этот праздник рабы и их владельцы ели и веселились вместе.

Также интересная история, связанная с этим праздником, произошла в средневековой Англии. Раньше англичане встречали Новый год в марте. Позже, когда парламент решил перенести Новый год на 1 января, они натолкнулись на женскую оппозицию. Делегация возмущенных англичанок заявила спикеру, что парламент не имеет права сделать женщин на много дней старше, на что спикер якобы ответил: «Вот классический образец женской логики!»

Новый год в России тоже претерпел изменения. Изначально наши предки отмечали Новый год 1 марта. В XIV веке Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября, согласно греческому календарю. И только в 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января:
«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».

В то время девушки, убираясь 31 декабря, мели тщательно под столом, если попадалось хлебное зерно – к замужеству; а чтобы весь год были обновы, 1 января надевали все самое лучшее и в продолжение дня несколько раз переодевались. Второго января крестьяне совершали обряд – оберег дома.

Я думаю, вы уже заметили, что изначально Новый год народы разных стран праздновали в начале марта. Это можно объяснить тем, что в древности наши предки выживали главным образом за счет земледелия, которое было жестко привязано к временам года. С приходом весны, как правило, начинался новый сезон посевов. И в этот период люди производили различные ритуалы, чтобы проводить холод и зиму, а также ускорить приход теплого солнца, которое обогреет землю и растопит реки.

Когда Юлий Цезарь решил произвести реформу в праздновании Нового года, римляне уже обладали достаточной технологией и знаниями о природе, чтобы прокормить себя. Поэтому они в меньшей степени нуждались в ритуалах, чтобы получить плодородный урожай. И можно сказать, что эта смена даты исчисления на 1 января, ознаменовала собой переход человека к такому состоянию, когда он не подчинялся стихии, а уже учился управлять ей и стремился контролировать силы природы.

Но такой переход к практичности не лишил праздника своего очарования. Как видно, празднование Нового года в каждой стране имело свою особенность. И некоторые из древних обычаев нашли отражение и в современности.

Например в Италии под Новый год принято избавляться от старых вещей, а Рождество ознаменовано сжиганием рождественского полена. Весело встречают Новый год в Болгарии. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасится свет. Эти минуты называют «минутами новогодних поцелуев», тайну которых сохраняет темнота.

На Кубе перед наступлением Нового года наполняют все кувшины, вёдра, тазы и миски водой и в полночь воду выливают из окон. Так уходящему году желают светлого, как вода, пути. Пока часы бьют 12 раз, необходимо скушать 12 виноградинок, и тогда добро, согласие, процветание и мир будут сопровождать человека весь год.

Надеюсь вам было интересно.

От себя же и от фонда «ЭЙБЛ СНГ» поздравляю вас наступающим Новым годом! Ставьте перед собой смелые цели и загадывайте самые оптимистичные желания, двигайтесь в направлении их осуществления и они обязательно сбудутся.

Денис Бедарев
Президент фонда «ЭЙБЛ СНГ».

В праздновании Нового года нет ничего нового. Фестивали, которыми отмечали начало нового календарного года, существовали на протяжении тысячелетий, а некоторые до сих пор активно устраиваются миллионами людей по всему миру. Эти ранние новогодние торжества часто имели важные социальные, религиозные и политические последствия, но в некоторых культурах традиционный праздник не так уж сильно отличался от вечеринок с шампанским и фейерверков, которые мы имеем сегодня. Сегодня вы сможете узнать факты о том, как древние цивилизации праздновали Новый год.

Вавилонский Акиту

В день после первого новолуния, которое следовало за весенним равноденствием в конце марта, вавилоняне древней Месопотамии устраивали фестиваль Акиту в честь возрождения мира природы. Это раннее празднование Нового года восходит к 2000 году до н.э. Предполагается, что он глубоко переплетался с религией и мифологией. Во время фестиваля по улицам города носили статуи богов. Также проводились обряды, которые символизировали победу над силами хаоса. Вавилоняне считали, что с помощью этих обрядов мир символически очищался и воссоздавался богами во время подготовки к новому году и возвращения весны.

Одним увлекательным аспектом Акиту было своего рода ритуальное унижение, которое переживал вавилонский царь. Во время этой своеобразной традиции царь должен был предстать перед статуей бога Мардука без каких-либо королевских регалий и поклясться, что он правит городом с честью. Верховный жрец затем должен был хлопнуть царя и потаскать его за уши, в надежде заставить плакать. Если королевские слезы проливались, это значило, что Мардук доволен, и он символически расширяет права царя. Некоторые историки утверждают, что фестиваль Акиту был использован монархами для того, чтобы подтвердить свою божественную силу перед народом.

Древнеримский праздник Януса

Римский Новый год также изначально праздновали после весеннего равноденствия, но годы манипуляций с солнечным календарем привели к тому, что праздник начали проводить первого января. Для римлян этот месяц имел особое значение. Его название происходит от имени двуликого Януса, бога перемен и начинаний. Януса изображали двуликим, что символизировало прошлое и будущее, и эта идея была привязана к концепции перехода от одного года к другому.

Римляне праздновали 1 января, отдавая почести Янусу, в надежде получить удачу в новом году. Этот день воспринимался как почва для следующих 12 месяцев, поэтому друзья и соседи позитивно начинали новый год, обменивались подарками и пожеланиями. В качестве подарков было принято преподносить инжир и мед. Большинство римлян также стремились к работе, по крайней мере, часть дня. А вот безделье расценивалось как плохое предзнаменование для остальной части года.

Новый год в Древнем Египте

Древняя египетская культура была тесно связана с Нилом, поэтому новый год начинался с наводнения реки. Египтяне праздновали Новый год, когда Сириус - самая яркая звезда на ночном небе - впервые был виден после 70-дневного отсутствия. Это явление, как правило, происходило в середине июля, как раз перед ежегодным затоплением Нила. Это гарантировало, что сельскохозяйственные угодья будут плодородными весь последующий год. Египтяне праздновали новое начало во время фестиваля. Новый год воспринимали как время омоложения и возрождения, и поэтому проводились специальные религиозные обряды.

Но, возможно, египтяне использовали его также как предлог, чтобы немного повеселиться. Последние открытия в храме Мут показывают, что во время правления Хатшепсут первый месяц года воспринимался как «фестиваль опьянения». Эти массовые гуляния были привязаны к мифу о Сехмет - богине войны, которая планировала уничтожить все человечество, и о боге солнца Ра, который обманул ее и напоил до бессознания. Египтяне праздновали спасение человечества с музыкой, весельем и большим количеством пива.

Китайский Новый год

Одна из старейших традиций, которая сохранилась и сегодня - это китайский Новый год. Предполагается, что праздник возник более 3 тысяч лет назад, во время правления династии Шан. Изначально это был способ отпраздновать начало весенней посевной, но вскоре он оброс мифами и легендами. Согласно одной популярной легенде, когда-то жило одно кровожадное существо, названное «Нянь» (сейчас это слово обозначает «год»), которое охотилось на жителей деревни раз в год. Чтобы напугать голодного зверя, жители деревни выходили на улицу и украшали свои дома в красном цвете, жгли бамбук и издавали громкие звуки. Уловка сработала, яркие цвета и свет отпугнули Нянь, и в конечном счете эти действия были интегрированы в празднование.

Современное празднование

Традиционно праздник длится 15 дней, и он связан с домом и семьей. Люди убирают дома, чтобы избавиться от невезения, и пытаются погасить старые долги, чтобы разобраться с делами прошлого года. Чтобы дать благоприятный старт новом году, они украшают свои двери бумажными свитками и собираются с родственниками для празднования. После изобретения пороха в 10 веке китайцы стали первыми, кто начал использовать фейерверки.

Китайский Новый год по-прежнему основывается на лунном календаре, который восходит ко второму тысячелетию до нашей эры. Как правило, праздник выпадает на конец января или начало февраля, на второе новолуние после зимнего солнцестояния. Каждый год связан с одним из 12 зодиакальных животных.

Навруз

Навруз по-прежнему отмечается в Иране и других странах Ближнего Востока и Азии. Но его корни прячутся в глубоко древности. Этот праздник часто называют персидским Новым годом. Это 13-дневный праздник, который выпадает на весеннее равноденствие или на дни, близкие к нему. Предполагается, что он возник на территории современного Ирана в рамках зороастрийской религии. В официальных документах Навруз не появлялся до второго века, но большинство историков считают, что его празднование восходит, по крайней мере, к 6 веку до н.э. В отличие от многих других древних персидских фестивалей, Навруз сохранился в качестве важного праздника даже после завоевания Ирана Александром Македонским в 333 году до нашей эры.

Древние обряды Навруза сосредоточены на возрождении, которое сопровождало возвращение весны. Монархи использовали праздник, чтобы проводить щедрые банкеты, обмениваться подарками и удерживать в подчинении своих подданных. Другие традиции включают обмен подарками между членами семьи и друзьями, зажжение костров, окрашивание яиц и разбрызгивание воды, что символизирует создание мира. Навруз значительно изменился с течением времени, но многие древние традиции праздника, особенно связанные с кострами и окрашиванием яиц, по-прежнему остаются частью обряда, который объединяет 300 миллионов человек каждый год.

Рассказываем, как встретить Новый год в Италии (в частности, в Риме) в 2020 году. Информация о ценах на отели, туры и еду, погоде и мероприятиях, а также ресторанах. Отзывы туристов о празднике в столице.

Как празднуют Новый год в Италии?

Наверняка многие слышали о забавной традиции в Италии - выбрасывать старые вещи из окон в канун Нового года. Избавившись от ненужного им хлама, итальянцы верят, что станут счастливыми в будущем году. Увы, старинная традиция потихоньку себя изживает, сейчас в моде покупать новые вещи к празднику.

Главная елка страны устанавливается на площади Венеции в Риме, еще одна красивая ель стоит у Колизея. На Пьяцца Навона работает рождественская ярмарка с сувенирами, детскими аттракционами и аниматорами. Детей поздравляют итальянский Санта Клаус - Баббо Натале - и фея Бефана, которая послушным деткам подкладывает в носок конфетки, а непослушным - угольки.

В 9 часов вечера итальянцы провожают старый год, а после обильного застолья все идут вселиться на улицу, транспортное движение перекрывается с вечера. На улицах люди шумно поздравляют друг друга, пьют игристое вино и тут же разбивают бутылки, запускают петарды и фейерверки.

В Риме улицу Фори Империали перекрывают и готовятся к новогоднему концерту on-air возле Алтаря Отечества. Приходить нужно до 22 часов, позже не впускают. На Пьяца-дель-Пополо распивают хмельные напитки прямо из горла, а самые отчаянные сигают с моста в Тибр. В полночь все хором ведут обратный отсчёт, гремят салюты, рекой льется шампанское.

В Милане в Новый год все праздничные мероприятия проходят на главной городской площади Пьяцца Дуомо, возле Кафедрального собора. Молодежь отправляется в лучший ночной клуб города Capodanno a Milano, а любители спокойного отдыха празднуют дома или в ресторанах.

В Венеции центром народных гуляний становится площадь Сан-Марко, тысячи гирлянд украшают фасады старинных зданий, тут же красуется ель. Здесь все дружно отсчитывают время, а праздник приходит под бой часов 98-метровой колокольной башни Кампанила. В полночь все обмениваются поцелуем, а небо освещается яркими вспышками фейерверков.

(Фото © Duncan Stephen / flickr.com / Лицензия CC BY-NC 2.0)

Погода в Риме на Новый год

Обычно здесь плюсовая температура +8...+12°С, ночью +3...+5°С, иногда идет дождь, поэтому зонтик лучше взять с собой. Возможно снижение температуры на 5-6 градусов, поэтому одеваться нужно тепло - утепленная куртка с капюшоном или пальто. Если в планах прогулки по городу, то отдайте предпочтение удобной обуви на низком ходу.

Рестораны в новогоднюю ночь

Рим - это не тот город, где стоит отмечать Новый год в ресторане, лучше поужинать в каком-нибудь уютном заведении и идти встречать праздник вместе со всеми на улицу. Если же приезд в столицу планируется поздним вечером 31 декабря и на бурные празднования сил не остается, то стоит подыскать отель с рестораном, чтобы не тратить время на поиски подходящего свободного заведения.

В новогоднюю ночь работает большинство римских ресторанов, стоимость блюд обычно повышается на 30-50%. Конечно, лучше бронировать столик заранее, особенно если место в районе Пьяцца-дель-Пополо или Колизея. Но и прогуливаясь по городу в районе 19-20 часов можно найти неплохое местечко для ужина. Слишком нарядно одеваться не нужно, здесь это не принято. Обычно итальянцы ужинают и к 22:00 идут на улицу, поэтому программа-максимум ресторана - это живая музыка.

Если же перспектива толкаться в толпе не привлекает, а празднование в отеле ресторана кажется слишком скучным, забронируйте столик в ресторане Roof Garden Hotel Forum Roma в пяти минутах ходьбы от Колизея. С открытой террасы можно вдоволь насладиться видами на Римский форум и праздничными фейерверками, в программе танцы, музыка, изысканные блюда (лобстеры, трюфели, лазанья, традиционные десерты, красное и белое вино). Празднование длится с 21:00 до 2:30, стоимость новогоднего банкета около 360 евро.

Более демократичные цены в ресторане Casa Coppelle на Piazza delle Coppelle. Стоимость банкета 130 евро (без напитков), предварительная бронь оплачивается в размере 30%. Отличная кухня в ресторане Il Chianti на Via delle Lavatore недалеко от фонтана Треви. Здесь есть русскоязычные официанты, можно поужинать в удобное время, чтобы затем отправиться на улицу праздновать вместе со всеми.

(Фото © vanil.noir / flickr.com / Лицензия CC BY-NC 2.0)

Куда сходить в Риме на новогодние праздники?

1 января до обеда итальянцы спят, все музеи закрыты в этот день, даже рестораны открываются не раньше полудня. На экскурсию можно не рассчитывать, лучше прогуляться пешком или проехаться на туристическом автобусе. Если погода благоприятная, то можно погулять в парках, посетить виллы Боргезе. Лучше заранее подготовиться к путешествию и прочесть, за несколько дней.

2 января уже можно взять любую экскурсию и посмотреть Вечный город более внимательно: соборы, фонтаны, Капитолийский холм, Форум, Колизей, Ватикан и другие достопримечательности. В , особенно ватиканские, лучше билеты бронировать заранее через интернет, много времени тратится на ожидание в очередях.

Популярные экскурсии в Риме

В январе 2020 года в Риме пройдут интересные мероприятия: выставки в Лапидариуме, международный фестиваль фотографии, а любители классической музыки смогут посетить Оперу. Там нет строгого дресс-кода "фрак и вечернее платье", но лучше одеться элегантно, без традиционных джинсов и свитеров. Билеты также можно бронировать онлайн. 6 января город отмечает праздник Епифания костюмированными шествиями. Узнать, какие мероприятия проходят в Риме, можно .

Если новогодние каникулы достаточно длительные и в Риме вы уже не в первый раз, можно выехать из столицы в соседние города: на поезде до Неаполя 1 час езды, чуть дольше (1,5 часа) ехать во Флоренцию. Можно посетить прекрасный город на воде - читайте, за 1, 2 и 3 дня.

(Фото © staceymk11 / flickr.com / Лицензия CC BY-NC 2.0)

Цены в 2020 году

Стоимость проживания в отелях Рима на Новый год и Рождество повышается, поэтому такие поездки лучше планировать заранее. Осенью можно забронировать номер в историческом центре с хорошими скидками на Roomguru : обычный двухместный в 1-2* стоит от 60 евро, проживание в трехзвездочной гостинице обойдется от 70 евро (). В отеле 4 звезды можно снять номер по цене от 77 евро (), в пятизвездочном - от 160 евро в сутки.

В Риме можно поужинать за 8-15 евро, позавтракать за 3-7, а пообедать - за 5-10 евро на человека, если выбирать заведения для местных. В туристических ресторанах ужин обойдется в 35-40 евро. Стоимость новогоднего банкета в хорошем заведении стартует от 100 евро, в элитном ресторане 350-450 евро. Обязательно вносится предоплата в размере 20-30% от стоимости заказа.

Туры в Италию на Новый год - 2020

Рассмотрим, сколько сейчас стоят туры в города Италии на новый 2020 год. Цены актуальны на момент публикации, ближе к праздникам они, скорее всего, будут расти. Стоимость путевок указана на двоих человек с вылетом из Москвы.

Недорого можно отправиться в Римини - путевки на 7-8 ночей с вылетом 28-30 декабря и размещением в двух- или трехзвездочном отеле стоят от 60 тысяч рублей. Проживание в отеле 4* стоит уже от 85 тысяч рублей на двоих, в 5* - от 160 тысяч.

А вот новогодние туры в Рим стоят уже немного дороже - в среднем от 80 тысяч рублей за путевку на неделю с проживанием в центре города или близко к нему. Примерно столько же стоит поехать на Новый год - 2020 в Милан.

(Фото © fabbriciuse / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0)

Лучшие статьи по теме