SuperJunior - Дети и Родители
  • Главная
  • Развивалки
  • Проект по орксэ на тему «семейные традиции. Семейные праздники Праздник – это …

Проект по орксэ на тему «семейные традиции. Семейные праздники Праздник – это …

БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Кафедра дошкольного и начального образования

Курсовой проект

на тему

Православные праздники

Работу выполнила

Андреева Светлана Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №55» г.Чебоксары

Научный руководитель:

Бычков Вениамин Иванович,

кандидат пед. наук, доцент

Чебоксары – 2017

Проблема : дети с большей радостью отдают предпочтение праздникам «западным», теряя связь с русской культурой, поэтому утрачено понимание сущности православных праздников.

Цель: формирование целостного представления о культуре православного праздника в русской национальной традиции.

Задачи :

1. Дать общую характеристику православным праздникам.

2. Разработка плана маршрутного листа внеурочной деятельности по православным праздникам.

Ожидаемый результат: повышение профессиональной готовности педагога к организации духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Конечный продукт :

Содержание

Введение

Глава 2. Христианство

2.1.История христианства

2.2. Православные праздники

Глава 3. Примерное планирование маршрутного листа внеурочной деятельности по православным праздникам.

Заключение

Список литературы

Введение

Современные дети не совсем верно представляют себе суть православных праздников: зная обрядовую сторону события, не осознают его «внутренний», духовно-нравственный смысл. К сожалению, дети с большей радостью отдают предпочтение праздникам «западным», теряя связь с русской культурой. Православные праздники же являются неотъемлемой частью многовековой культуры России.

Актуальность данного проекта определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Цель исследования заключается в том, чтобы проследить историю возникновения и становления некоторых православных праздников.

Задачи исследования: дать общую характеристику народных праздников православных славян; выяснить, какие традиции сохранились до наших дней, а также способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.

Глава 1. Духовное развитие человека

Проблема духовного развития - одна из важнейших проблем человечества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических, нравственных переменах. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Подтверждением тому могут стать события, происходящие в мире: вспышки актов терроризма, возникновение разного рода конфликтов и т. п. Все это говорит о духовном дефиците человечества.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствуют проводимые в нашей школе уроки по курсу «ОРК и СЭ», модуль «Основы православной культуры», цель которого познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным и, в то же время, строгим и нравственно возвышенным миром Православной культуры, с её значением в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.

Самым захватывающим и запоминающимся у детей остаётся, конечно, православный праздник. У каждого праздника есть своё «лицо», своя идея, своя идеология. Праздник есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Праздник напоминает о связующих всех людей узах: семьи, школьного коллектива, общества. Давно известно: ребёнок познаёт мир, играя. Игра как обязательный компонент праздника побуждает детей к творчеству «взаправду». Ребёнок везде должен быть самим собой. И на празднике тоже. Поэтому сочинять и проводить праздники надо по правилам детской игры. А ещё праздники любят за необычность личного самовыражения, установку на творчество, образность, обрядность, импровизацию, народный колорит, эмоциональность и т. д. и т. п. В православных праздниках заложен мощный воспитательный заряд. Праздник по содержанию и форме явление коллективистское (коллективизм как радость «на миру»), поэтому дети любят праздник за новизну человеческих отношений. Например, возможность побыть с родителями вместе как бы на равных и подольше. Уже поэтому праздник для детей – премьера важного события! Дети любят праздники за голоса истории, звучащие в них.

Православный праздник - сочетание идеального и реального, художественный тест и его язык, музыка, пластические образы относятся, с одной стороны, к духовному миру, с другой - к конкретным объектам.

Значимость православных праздников для младших школьников при изучении «Основ Православной Культуры» невозможно переоценить, ибо они, во-первых, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества. Во-вторых, праздники – сфера разностороннего сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. В-третьих, праздничные дни – ярчайшие события жизни. В-четвёртых, праздники – пространство «роскоши» человеческого общения. В-пятых, православные праздники – своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка.

Восстановление в правах православных праздников – это восстановление нашего прошлого во имя настоящего и будущего. Опыт восстановления православных праздников пока недостаточен. Известно и значимо то, что дети были полноправными и активными участниками всех православных празднеств. Дети были значимыми людьми в пространстве всех народных праздников, которые закладывали изначальную духовность юных людей.

Подготовка и проведение любого православного праздника – это повод ещё раз обратиться к национальной культуре, её истокам. Православные праздники – не просто дань прошлому. Участвуя в них, дети переживают великие события евангельской и церковной истории, проходят, таким образом, целую школу духовного возрастания.

Праздники занимают важное место в христианской жизни. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц, - говорится в одном из православных изданий. - В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный ход ежедневной службы - особенности, изменяющиеся с каждым днем. От этого образуется круг годового богослужения.

Глава 2. Христианство

2.1. История христианства

Христиа́нство (от греч. Χριστός - «помазанник», «мессия») - монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и исламом входит в группу авраамических религий. Наряду с исламом и буддизмом входит в число трёх мировых религий.

Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не еллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ. Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

Следующим шагом в развитии понятия "церковь" стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями . Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

Основы: - Вера в единого всемогущего всеведущего Бога единого в Троице.

Вера в абсолютную благость Бога и любовь Его ко всем людям.

Все православные праздники ранжируются по торжественности богослужения , когда важную роль играет красота ритуала, а также зависят от характера богослужения. Согласно этому, православные праздники подразделяются на великие, средние и малые православные праздники. Главным праздник христианства, является Пасха , или светлое Воскресение Христово. Православные праздники, относимые к великим, так же являются одними из самых главных в церковном календаре праздников. Таинства: Церковные таинства – это священные действия, призванные сообщить верующим Божью благодать. Вообще таинств всего семь - крещение, миропомазание, причащение, елеосвящение, исповедь, брак, священство. Считается, что крещение и причащение были установлены самим Иисусом Христом.

2.2. Православные (великие) праздники

Пасха

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства Диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - это основа и венец христианской веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Слово «Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства Диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

Православные христиане подготавливаются к этому величайшему празднику Великим Постом, который длится 40 дней. Потом есть целая серия праздников связаны с Воскресением Христовым и все они отсчитываются от него.

Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т. е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название - Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Рождество Христово

Рождество - праздник тихий, домашний, спокойный. Это праздник духовный. За столом собираются только члены семьи и самые близкие друзья.

Согласно ветхозаветным пророкам, Христос родился в городе Вифлееме. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы - волхвы, также уверовавшие во Христа, предприняли трудный путь к месту его рождения. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавший смерти ему. Когда он понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором видел претендента на царский престол. Так было погублено 14000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.

Рождество Христово является одним из самых красивых и торжественных христианских праздников. Во всем христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. В этот день повсюду стоят украшенные елки, символизируя евангельское древо, горят свечи, подобно тем, которые горели в вифлеемском хлеву. Во многих странах в рождественские ночи дети выходят на улицы с пением песен-колядок. Канун рождества именуется «сочельником». Вечер 6 января назывался также «коляды». Сочельник - это заключительный день Рождественского поста. Церковный устав предписывает в этот день строгий пост с полным воздержанием от пищи "до первой звезды", символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам рождество Христа. Название «сочельник» от слова «сочиво», так именовалось ритуальное блюдо, обязательное в этот вечер. Оно приготовлялось из макового или миндального «молока» смешанного с медом, и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы. Туда добавлялись целые или измельченные ядра грецких орехов, сладкого миндаля, растертого мака. Этим блюдом начиналась трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник.

Сочельник в христианском мире считается исключительно семейным ужином. В этот день в доме царят покой, любовь и согласие. В старину стол посыпали сеном, затем постилали скатерть, в центре стола ставилось блюдо с сочивом и другие блюда. Достаточно было и напитков, как прохладительных, так и крепких. В храмах в эти праздничные вечерние часы шло торжественное богослужение.

В старые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Ведь считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Но желания обязательно должны быть добрыми. Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки - это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).

Вербное воскресенье - великий двунадесятый переходящий праздник. Он празднуется за шесть дней до предания Иисуса Христа на крестную смерть и страдания. Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называется Вербным воскресеньем. Этот праздник христианская Церковь ввела в IV веке, а у нас на Руси он начал отмечаться в X веке. Этим праздником завершается Великий пост. Перед Вербным воскресеньем, в субботу, Иисус воскресил Лазаря, которого очень любил: однажды, когда Иисус был далеко от Вифании, две сестры Лазаря, Марфа и Мария, послали сказать Иисусу, что Лазарь тяжело заболел. Узнав об этом, Иисус сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Иисус пришел в Вифанию через два дня, зная, что Лазарь уже умер. Сестра Марфа пошла на встречу Ему и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус ответил: «Воскреснет брат твой». Когда они пришли в Вифанию, Иисус подошел к пещере, в которой был похоронен Лазарь, и велел отвалить камень. Камень отвалили, и Иисус возвел очи к небу и воскликнул: «Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Иисус воскликнул: «Лазарь, иди вон!» И умерший тотчас поднялся из гроба и вышел из пещеры. (Иоанн, гл. 11)

На праздник Пасхи Христос со своими учениками пошел в Иерусалим. Сначала они шли пешком, но когда дошли до селения Виффагия, Иисус подозвал к себе двух учеников и сказал им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдите ослицу привязанную и молодого осла с нею. И взявши приведите ко мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Ученики привели ослицу и осленка и положили на них свои одежды. Иисус сел на осленка и поехал в город предшествуемый толпой с пальмовыми ветвями в руках. Когда Он подъезжал к Иерусалиму, Его вышло приветствовать множество народа. Одни постилали пред Ним свои одежды, другие срезали ветви деревьев и устилали ими дорогу. Весь народ славил Иисуса и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Когда Иисус въехал в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: «Кто это?» Народ же отвечал: «Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». Ученики Христа стали громко прославлять Бога за все чудеса, которые они видели. Фарисеи сказали Иисусу, чтобы Он запретил им это. Но Иисус ответил: «Сказываю вам, что если умолкнут, то камни возопиют». Услышав это, фарисеи и книжники искали, как бы погубить Иисуса, но не смели, потому что народ с восторгом внимал Ему и прославлял Его. Иисус же сказал народу: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. Ныне суд миру сему. И когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Сказав это, Иисус Христос дал народу знать, какой смертью он умрет (Матфей, гл. 21, Иоанн, гл. 12, Лука, гл. 19).

На Руси верба ассоциировалась с пальмовыми ветками, которыми толпа людей встречала и приветствовала въезжавшего Иисуса Христа в Иерусалим. На праздник принято освещать вербу и хранить ее дома весь год в переднем углу за иконами. Считается, что верба имеет свойство наделять здоровьем людей и скот, предостерегать от болезней и от нечистой силы. Существует много обычаев и поверий на целебные свойства вербы.

Один из древних обычаев обогащает детей здоровьем: родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно». Также, в народе кроме детей хлыстали освещенной вербой и себя, чтобы пополнить себя здоровьем, при этом приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Освещенной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых девушек, для того, чтобы у них родилось немало здоровых детей.

В Вербное воскресенье был еще обычай стегать вербными ветками скотину, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Верили, что это добавит скоту здоровья и обережет от нечистой силы. Вербу давали съесть скоту перед первым выгоном на поле и веточки освещенной вербы клали в сараи и хлева.

Еще было поверие, что верба обладает целебной силой и люди брали с освещенных веток вербы по девять шишечек и съедали их. Считая, что это обережет их от лихорадки. А во время грозы брали освещенную вербу стоящую рядом с иконой и ставили на подоконник, так верили, что это спасет от попадания в дом молнии.

Праздник «Входа Господень в Иерусалим» используется церковью для того, чтобы еще раз напомнить верующим о спасителе человечества, о его «великой миссии», еще раз убедить христиан о божественности Христа.

Глава 3. Примерное планирование маршрутного листа внеурочной деятельности по православным праздникам.

Великий православный праздник – Пасха.

    Что такое Пасха?

    Посещение театра или выставочного центра

    Праздник в классе «С великой Пасхой»

    Пасхальный перезвон на Светлой седмице

Беседа

Экскурсия

Творческая мастерская (изготовление поделки, игры, конкурсы)

Посещение церкви (колокольни)

2 класс

Рождество Христово

    Когда наступает праздник Рождества? А что такое Рождество?

    Изготовление поделок

    Рождественские игры

Беседа

Творческая мастерская

Спортивные игры на стадионе

3 класс

Масленица

    Масленица – Православный праздник?

    Посещение библиотеки (школьной или детской)

    Подготовка и проведение веселого гуляния «Гори, гори ясно!»

    Конкурс рисунков «А вот и Масленица»

Беседа

Тематическое занятие

Театрализованная программа (игры, конкурсы, чаепитие с блинами)

Творческая мастерская

4 класс

Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим

    Великий пост и Вербное воскресенье – есть связь?

    Посещение церкви на Великий праздник.

    Что нового я узнал (услышал, увидел)?

Подготовка презентации

Мини-конференция

Заключение

Главной нашей целью является формирование целостного представления о культуре православного праздника в русской национальной традиции, воспитание грамотного, творчески активного человека, ориентированного на духовное и нравственное развитие. На таких мероприятиях происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее.

Я взяла эту тему «Православные праздники» с целью обобщения целостного представления о культуре православного праздника в русской национальной традиции. Для реализации этого проекта были взяты такие праздники как Рождество, Пасха, Масленица и Вербное воскресенье и расписаны на 4 года обучения. В нынешнем учебном году у меня 3 класс, и три мероприятия из этого списка совместно с родителями уже проведены. Я думаю, можно еще внести изменения, и они, скорее всего, будут. Работа в этом направлении обязательно продолжится.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / Министерство образования и науки. Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.-31с.

2. Алмазов С., Питерский П. Праздники православной церкви. М., 1962.

3. Белов А. Когда звонят колокола. М., 1977.

4. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.: Высш. шк., 2006.- 368 с.

5. «Введение во храм слова». Книга для чтения с детьми в школе и дома. С.Ф.Иванова, Москва 2006г. И.: «Отчий дом».

6. «Великие православные праздники». Составитель: О.Глаголева. Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2002г.

7. Гордиенко Н. Православные святые: кто они? Л., 1979.

8. Емелях Л. Происхождение христианских таинств. М., 1978.

9.«Закон Божий». Основы православной веры в изложении для детей. С.Куломзина, Москва.

10. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. - М.: Юридический институт МИИТа, 2006. - 252 с.

11. Исаева Е.Л. Православные праздники. - М.: РИПОЛ классик, 2008 - 64 с.

12. Косидовский 3. Библейские сказания. - М., 1968.

13. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 384 с.

14. Настольная книга православного человека. Советы священника/ Отец Вадим. - 2007. - 512с.: ил.

15. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2005.- 240 с.

16. Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. Часть 2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам. Духовные искания человечества в конце XIX – XX вв. Религия и мир. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

Выполнила : Кривенцова Ольга, ученица 4В класса, 10 лет
Учитель : Иконникова Ольга Александровна

Цель проекта : определить, как влияют семейные традиции на взаимоотношения в семье.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.

В этом проекте я хочу рассказать о своей семье, о наших семейных традициях и их значении для нас.

В нашей семье много разных традиций, которые передались как из маминой семьи, так и из папиной.

Одна из таких традиций - поздравление с днем рождения. Именинника в нашей семье принято поздравлять очень ранним утром. Заранее подготавливаются подарки и поздравления, воздушные шары и цветы. Все кроме виновника торжества встают пораньше, подготавливаются и будят своими поздравлениями именинника. И затем идем пить чай с тортом.

А бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек, сестер и братьев, которые живут отдельно от нас, поздравляем ранним утром по телефону.

Моя мама каждое утро будит нас с сестренкой поцелуем и каждый раз на ночь укрывает одеялом, целует и желает нам спокойной ночи - это тоже традиция нашей семьи.

Так же одной из традиций является то, что ужинаем мы всегда вместе. Ждем всех с работы, с тренировок и садимся кушать.

Мы любим всей семьей активный отдых.

Зимой это - лыжи, коньки, катание с горки, бассейн. Почти каждое воскресенье мы днем всей семьей идем в «Сосновый бор» на лыжах, а вечером катаемся на коньках.

Когда у мамы с папой есть свободное время, едем в село Памятное в открытый уличный бассейн. Зимой это незабываемое ощущение, когда идет снег, а ты купаешься.

Летом - походы на природу с палаткой, костром и купанием. Так например всей семьей и еще с друзьями родителей и их детьми мы побывали в Казахстане (озеро Зеренды), где прожили в палатках целую неделю и покорили Медвежью гору (пусть не самую высокую в мире).

Еще так же неделю с палатками жили на озере Тургояк в Челябинской области. Там мы плавали на лодках на каменный островок, который находится на середине озера. Посещали город Златоуст. В Ялте побывали на горе Айпетри.

Ежегодно в новогодние каникулы, а именно 6 января в канун рождества мы ездим в кино. Это тоже стало традицией.

Семья дает главное - то, что не может дать ничто другое, связь и единство с родными. Функция семьи - это психологический тыл, защита, убежище.

Наверно в нашей семье еще много традиций, о которых я не рассказала в этом проекте, но все они сплачивают нашу семью, делают нас роднее и ближе друг другу.

План урока по основам светской этики « Семейные праздники»

4 класс, УМК « Школа России»

Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

Задачи урока:

Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям; создать условия совершенствования умения работать в группах. Развивать навыки поисковой работы.

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); презентация «Семейные праздники» (региональный компонент); карточки с написанными на них буквами.

Предварительная подготовка.

За 1 неделю до урока обучающимся дается задание – рассказать каждому о своем любимом семейном празднике по следующему плану:

  1. Как называется мой любимый праздник.
  2. Как моя семья отмечает этот праздник.
  3. Какие чувства вызывает этот праздник.
  4. Как появилась традиция отмечать праздник именно так.

Ход урока

1 . Организационный момент.

Учитель: -Я рада вас видеть на нашем уроке, надеюсь, вас будет сопровождать хорошее настроение.

От чего зависит ваше настроение?

Когда оно всегда бывает хорошим?

Ответы учащихся .

2. Актуализация знаний.

1) « Мозговой штурм»

На доске буквы, нужно из них составить слова – термины, относящихся к нашему предмету.

У, а.о,п, к, ж, р, д, б, з, и, м, л, ь

2) Вспомните , пред- предпоследнюю букву. Какое слово сразу возникло в голове? Этика, Этикетка. Дайте понятия этим словам.

3. Частичное ознакомление с темой урока, создание проблемной ситуации.

Учитель: - Дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории. Какие? Посмотрите.

Что увидели в первом сюжете? (сл. 1.)

Каким дням отдан физический труд людей?

Чему посвящен второй слайд? (сл.2) Какое название можно дать? Ребята, так какая тема нашего урока?

Ответы детей

Учитель: - А, почему на уроке этики мы будем говорить о праздниках? Какая связь между ними? А как вы думаете, как возникли праздники?

Обобщим свои предположения, прочитав уч. стр.58.1 абзац.

А что означает слово праздник?

Ответы детей.

Праздник – это: встречи, радость, веселье, и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома, в школе .(сл.3)

Давайте, обобщим это понятие необычным заданием, Нужно на каждую букву этого слова придумать прилагательное.

Учитель: Как называются праздники, на которых, присутствуют только- папа, мама, сына , дочь , брат , сестра, дедушка, бабушка

дядя , тётя , двоюродные (кузен ) и троюродные братья и сестры.

« Семейные праздники» .

4. Проверка выполненной д. работы

Рассказы детей о домашних праздниках.(сл.4)

Можно задавать вопросы.

Учитель: “ Откуда в их семье появилась такая традиция?”

Предполагаемые ответы: “Потому что праздник помогают готовить родители, а их нельзя забывать. Дети часто советуются с родителями, как лучше провести праздник, потому что родители знают, как принято праздновать.”

Учитель: “Вы все по-своему правы. Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь принимал участие в старинных обрядах, о которых вам рассказали бабушки или прабабушки?”

Ребята делятся своим опытом.

5. Самостоятельная работа. (сл.5)

Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:

  • Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”

Учитель: “Чтобы сделать вывод из нашей беседы, давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.”

Учащиеся выполняют задание.

6. Проверка выполнения работы.

Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.

7. Формулирование вывода после самостоятельной работы.

Учитель: “Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть. Значит, вы согласны, что у праздников, которые мы отмечаем всей семьей, есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл”.

Ребята пробуют выполнить это задание, предлагают свои варианты.

7. Учитель: “Спасибо, вы очень помогли нам всем приблизиться к пониманию темы урока. Осталось только открыть ее и посмотреть, как точно она звучит”. Учитель открывает тему, записанную на доске, все вместе читают: Семейные праздники как одна из форм исторической памяти”.

Выводы. Праздник – это ….(сл.6)

Это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.

– это историческая память человечества

Праздники

Государственные семейные

День учителя

День города

8. Закрепим, выполнив таблицу в парах.(Сл.7)

Таблица

Смысл праздника

Праздник

Вспоминаем защитников Родины

9. Проверка по слайду. А какой вы заметили праздник? Религиозный

Учитель: Каждый из праздников имеет свой порядок проведения, свой ритуал. Самым приятным ритуалом является получение подарка.

А что такое подарок?

10. Подарок - это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:

· Обычаи и праздники (День рождения, Новый год, Свадьба, Рождество, День святого Валентина)

· Выражение признательности, благодарности

· Выражение любви или дружбы

· Выражение сочувствия

История подарка на Руси

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

На Руси у слова «подарок» был брат-близнец - «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл - бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

А каким должен быть праздник, мы прочитаем.

Стр.59, последний абзац.

11. Рефлексия.

Написание синквейна к слову « Праздник»

12. Домашнее задание.

Стр.58-59, Тв. Работа, к любому выбранному празднику придумать подарок.

  • Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
  • Праздники помогают поддерживать связь поколений.
  • Праздники помогают узнать традиции своего народа.
  • Праздники учат уважать культуру других людей.
  • Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
  • Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
  • Праздники помогают поддерживать связь поколений.
  • Праздники помогают узнать традиции своего народа.
  • Праздники учат уважать культуру других людей.
  • Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
  • Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.
  • Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
  • Праздники помогают поддерживать связь поколений.
  • Праздники помогают узнать традиции своего народа.
  • Праздники учат уважать культуру других людей.
  • Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
  • Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.
  • Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
  • Праздники помогают поддерживать связь поколений.
  • Праздники помогают узнать традиции своего народа.
  • Праздники учат уважать культуру других людей.
  • Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
  • Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.

Празднуем День ангела-хранителя

Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее

Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах

Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью

Смысл праздника

Праздник

Вспоминаем защитников Родины

Благодарим женщин за их труд и заботу

Празднуем День ангела-хранителя

Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее

Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах

Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью

Подписи к слайдам:

*
http://aida.ucoz.ru
*
*
http://aida.ucoz.ru
*
праздник
Семейные праздники
*
http://aida.ucoz.ru
*
Семейные праздники
Как называется мой любимый праздник.Как моя семья отмечает этот праздник.Какие чувства вызывает этот праздник.Как появилась традиция отмечать праздник именно так.
*
http://aida.ucoz.ru
*
Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.Праздники помогают поддерживать связь поколений.Праздники помогают узнать традиции своего народа.Праздники учат уважать культуру других людей.Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”
*
http://aida.ucoz.ru
*
праздник
Встречи, веселье, радость, общение, игры, развлечения
Историческая память человечества
*
http://aida.ucoz.ru
*
Праздники
ГосударственныеОбщественныеСемейные
*
http://aida.ucoz.ru
*
*
http://aida.ucoz.ru
*
Смысл праздника
Праздник
Вспоминаем защитников Родины
Благодарим женщин за их труд и заботу
Празднуем День ангела-хранителя
Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее
Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах
Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью
23 февраля
8 марта
День именинника
Новый год
Вербное воскресенье(Вход господен в Иерусалим
День Победы
Создавайте свои праздники и подарки
*
http://aida.ucoz.ru
*
Спасибозаурок!
*
http://aida.ucoz.ru
*


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИКОННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ В 4 КЛАССЕ

ПО КУРСУ

Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль: Основы светской этики

Учитель: Ермолина Ирина Валерьевна


Тема урока: СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ (Урок № 28)

В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.


Аннотация

Тема рассматривается в течение 1 урока и помогает ребятам приобщиться к ценностям и традициям их семей, осознать важность и неповторимость их семейного уклада. Желательно присутствие на уроке родителей ребят, их близких родственников.

Занятие направлено на сплочение детского и родительского коллективов под руководством педагога и на пропаганду здоровых семейных традиций.


  • Обобщить традиции организации и проведения праздников в семьях учащихся с точки зрения воспитательной и развивающей функции в отношении детей.
  • Рассмотреть роль детей

в организации семейных

праздников


  • Актуализировать собственный опыт детей по теме урока;
  • Формировать коммуникативные навыки и умение принимать и оценивать опыт собеседника;
  • Содействовать сплочению коллективов детей и родителей;
  • Развивать творческий потенциал учащихся;
  • Вести пропаганду семейного воспитания и здорового образа жизни.

Методическое обеспечение

  • Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, обобщение собственного опыта, использование интерактивных форм работы.
  • Основные термины и понятия: Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
  • Средства наглядности: фотографии с изображением фрагментов семейных праздников, подготовленных учащимися заранее; рисунки детей.

План работы:

  • Мотивация
  • Актуализация целей работы
  • Беседа с учащимися по вопросам.
  • Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
  • Работа с ИКТ (Тренажер, самоконтроль)
  • Работа с книгой.
  • Задание на дом.
  • Рефлексия

Праздник? Праздник…Праздник!

Каждый праздник имеет свое лицо, свои особенности и традиции. В семье должны быть праздники, и к ним нужно обязательно готовиться. Порой, не замечая этого, каждая семья создаёт свои семейные традиции и бережно хранит их! У кого-то - это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много-много лет вы с радостью и затаенной грустью вспоминали свои семейные праздничные традиции и в собственной семье возрождали традиции родительского дома.


Вопросы для размышления.

Стихи о главном.

Среди взрослых суета:

Праздник в дом стучится.

Наряжайся, детвора,

Дед Мороз к нам мчится.

Мама торт печёт

Нам на угощенье.

Папа ёлку нарядил

Всем на восхищенье.

В нашем доме так

Радость на всех лицах.

Где любовь и мир

Горе не случится.


Задание на дом.

Спроси членов семьи и друзей о семейных праздниках жителей других стран. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).


Рефлексия.

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что бы вы хотели рассказать дома о сегодняшнем уроке?
  • Какие традиции семейных праздников вам понравились и запомнились больше всего?
  • Нужны ли праздники в семье? Для чего?

Мы накроем стол с душой!

Испечем пирог большой,

В двух тазах лежат салаты

Жаль, тарелки маловаты,

В кухне страшная жара,

Мама там сидит с утра,

Что-то варит, что-то парит,

Что-то вкусненькое жарит!

Папа тоже молодец,

Он готовил холодец!

А у бабушки – талант,

Это главный

консультант!

По-простому, без затей,

Позовем за стол друзей!

Вот, пожалуйста, смотрите

И хвалите нас, хвалите!


Не нужен и клад, коли в семье мир да лад.

Спасибо за ваше участие, интересные рассказы. Желаю вам творческих праздников, любви и согласия в семье, доброго отношения к своим родным и близким!

Лучшие статьи по теме