SuperJunior - Дети и Родители
  • Главная
  • Солнцезащитный крем 
  • Совершенствование деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Современные проблемы науки и образования Пребывание детей в интернатах на временной основе

Совершенствование деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Современные проблемы науки и образования Пребывание детей в интернатах на временной основе

Семейное законодательство РФ указывает, что для детей, лишившихся присмотра родителей, оптимальным вариантом последующего проживания является семья. Возможны семьи родных или иных близких людей, опекунов, ребенок может быть определен и в приемную семью (ст. 155.1 СК РФ). При существовании даже небольших шансов ребенка стать членом приемной семьи этот вариант будет приоритетным и наиболее подходящим с точки зрения максимального соблюдения прав и интересов ребенка.

Ст. 122 СК РФ указывает, что комиссия из работников органов опеки в пределах трех рабочих дней после сбора сведений о ребенке, лишившемся присмотра родителей, обязана проконтролировать бытовые условия, в которых он живет, и соблюдение его прав. После этого сведения следует разместить в базе данных о детях, утративших опеку родителей (закон №44-ФЗ от 16 апреля 2001 г.).

Далее анализируются доступные варианты определения ребенка-сироты на воспитание в семью. Если никто их родственников или иных близких людей не выразил намерения опекать ребенка, последний будет определен в специальное детское учреждение.

Ст. 122 СК РФ и ст. 155.1 СК РФ указывают, что руководство организаций, ответственных за проживание и развитие детей, лишившихся присмотра родителей, постоянно обязано контролировать доступные варианты помещения воспитанников в приемные семьи. Сокрытие сведений, что супружеская пара или отдельный гражданин выразили намерение принять ребенка, от органов опеки расценивается как правонарушение, и на руководство организации налагается штрафное взыскание размером до 3 тысяч рублей, как об этом указано в ст. 5.36 КоАП.

Виды учреждений для детей, лишившихся присмотра родителей

Как указывает ст. 155.1 СК РФ (гл. 22, введена законом №49-ФЗ от 24 апреля 2008 г.), организации, куда могут быть определены дети, лишившиеся надзора родителей или иных близких, имеют различную направленность. Они бывают:

  • образовательного характера,
  • медицинские,
  • общей социальной направленности.

Если ребенок, лишившийся присмотра родных, обнаружен в субъекте РФ, где отсутствует специальное детское учреждение, работникам органов опеки надлежит сопроводить его в детский дом, который располагается на территории ближайшей административной единицы.

  • виды и особенности деятельности организаций, направленные на надлежащее воспитание детей и соблюдение их интересов,
  • порядок осуществления этой деятельности,
  • порядок и особенности медицинского обследования детей, по результатам которого они будут определены в лечебные или воспитательные учреждения.

Организация и контроль деятельности учреждений, ответственных за воспитание детей, лишившихся присмотра родителей, осуществляется согласно ГК РФ, СК РФ, законами №184-ФЗ от 6 октября 1999 года и №131-ФЗ от 6 октября 2003 года, законами административных субъектов РФ.

Положение о деятельности детских домов требует от руководства и персонала контролировать надлежащее воспитание и неукоснительное соблюдение прав и интересов детей, развитие у них гражданских взглядов, гуманизма и понимания общечеловеческих ценностей, а также предоставления воспитанникам доступного светского образования. Ст. 155.1 СК РФ уточняет, что религиозные организации не могут считаться подходящими для детей-сирот, поскольку имеют приоритетной целью исповедание и непосредственное распространение определенной веры, а это противоречит свободе выбора ребенком религиозных взглядов (ст. 8 закона №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г.).

Порядок помещения детей в организации для детей-сирот

ПП РФ № 481 от 24 мая 2014 г. в соответствии со ст. 155.1 СК РФ указывает, что для определения ребенка на проживание (на постоянной основе) в организацию для детей, лишившихся присмотра родителей, органы опеки обязаны подготовить и предоставить ряд документов:

  • личное дело (составляется согласно правилам, утвержденным ПП РФ №423 от 18 мая 2009 г.);
  • направляющее письмо от органа, контролирующего вопросы опеки над детьми в данном субъекте РФ.

Еще в организацию для детей-сирот предоставляется акт, составленный органом опеки, о поступлении ребенка под ответственность данной организации. Ребенок должен быть помещен в учреждение не позднее месяца с момента выявления его как оставшегося без родительского присмотра.

Пребывание детей в интернатах на временной основе

В ряде ситуаций детей, чьи родители известны и живы, и тех, у кого есть опекун, определяют в специализированное учреждение на временное проживание.

Во-первых, иногда этого требует тяжелое состояние здоровья ребенка. Если ему ежедневно необходимы сложные медицинские процедуры, а родители не обладают навыками, чтобы обеспечить квалифицированный уход, целесообразным решением с их стороны будет определить ребенка в клинику с проживанием на время лечения. Это не лишает их родительских прав и никоим образом не ограничивает их отношения с ребенком.

Родные могут на время определить ребенка в интернат по ряду иных заслуживающих уважение причин: тяжелое состояние здоровья самих родителей, не позволяющее надлежащим образом ухаживать за ребенком и воспитывать его; длительные командировки, куда не представляется возможным взять ребенка, или другие уважительные обстоятельства. Тогда мать и отец составляют акт, согласуют его с сотрудниками органов опеки и временно помещают ребенка на проживание в интернат. Это также никак не отражается на состоянии семьи, правах родителей (опекуна) в отношении ребенка, и по возвращении либо при улучшении их состояния здоровья они забирают его обратно.

Контроль условий проживания, интеллектуального и физического развития детей, воспитываемых в организациях для детей-сирот

Проверка условий, в которых проживают и воспитываются дети, на соответствие санитарным нормам, и соблюдения прав сирот лежит в сфере деятельности органов опеки. В компетенцию органов входят проверки учреждений, выявляющие нарушения прав воспитанников. Комиссия, направляемая в детские дома, обязана проконтролировать бытовые условия, в которых содержатся дети, на доступность им учебных и игровых материалов, на качество лечебных процедур, особенно если учреждение позиционируется как клиника для тяжелобольных.

Комиссия выявляет превышение полномочий руководства и нецелевое расходование средств, выделяемых из бюджета на содержание детского дома, проверяет отчетные документы. Если финансовых нарушений не выявлено, но необходимы дополнительные средства на ремонт или, например, покупку оборудования, комиссия при участии руководства детского дома готовит соответствующий документ.

Сроки нахождения воспитанников в организациях для детей, лишившихся родительского присмотра (детских домах)

Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2012 г. №ИР-864/07 «О направлении рекомендаций» сообщает: дети, утратившие надзор родителей или опекунов, определяются в специальные учреждения и пребывают там до 18 лет.

Достигнув совершеннолетия, такие дети могут претендовать на предоставление льготного жилья. Это отмечается в Конституции и подтверждается законом №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г., ЖК РФ (№188-ФЗ от 29 декабря 2004 г.), законом №15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. Формируется особый фонд целевого жилья, квартиры из него впоследствии распределяются между воспитанниками детских домов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ должны своевременно предоставлять сиротам, достигшим 18 лет, жилье, и следить, чтобы квартиры из фонда, предназначенные для сирот, не использовались ни при каких обстоятельствах, кроме основной цели.

Таким образом, государство имеет ряд обязательств перед детьми, лишившимися присмотра родителей. Эти обязательства реализуются посредством специальных органов, осуществляющих контроль воспитания таких детей, а также учреждений, где дети проживают до наступления совершеннолетия. Тем не менее, несмотря на наличие таких учреждений, приоритетным и оптимальным для ребенка остается развитие и воспитание в семье.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Никто не знает ответа..

Здравствуйте, в момент обучение (Мне уже исполнилось 18 лет) умер последний родитель, в моем образовательном учреждении поставили на полное государственное обеспечение. Я его закончил и мне приостановили выплату пенсии и гос обеспечение, через 2 месяца я поступил на высшее образование(исполнилось 20лет), пенсию востоновил, а на гос обеспечение не ставят. Скажите, имею ли я право получать гос поддержку?

Степан 27.09.2018 10:25

Добрый день! Право на полное государственное обеспечение имеют студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет. Cтуденты очной формы обучения, которые в период обучения в университете потеряли обоих или единственного родителя имеют право на зачисление на полное государственное обеспечение. Даже в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях . Студентам, зачисленным на полное государственное обеспечение, как предоставившим все необходимые документы о том, что они являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены следующие денежные выплаты: государственная социальная стипендия (ежемесячно); академическая бюджетная стипендия (ежемесячно); пособие обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем рублей (выплачивается по половине суммы в ноябре и марте ежегодно); пособие на питание (ежемесячно); оплата проезда (ежемесячно) в размере стоимости студенческого проездного билета; ежегодное пособие в размере 3-месячной стипендии на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей; по окончании университета выплачивается единовременное пособие на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря; по личному заявлению 1 раз в семестр оказывается материальная помощь; 1 раз в год в каникулярное время оплачивается проезд на ж/д транспорте к месту жительства и обратно (по личному заявлению); обязательно оплачиваются расходы на лечение (по личному заявлению с приложением подтверждающих документов); при наличии средств по личному заявлению и по медицинским показаниям предоставляется путевка на санаторно-курортное лечение в профилактории города области.

К ним относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/ или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся, без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Дети в возрасте от 0 до3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом - это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.1 1 Работа с асоциальной семьей: сборник ст./ отв. редактор И.Осипова. - Владивосток, 2002. С. 13

Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка - дошкольный детский дом - детский дом детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ. В 2000г. лишь 15% выпускников детских домов и интернатов поступили в средние и высшие профессиональные учебные заведения.1 1 Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. -г.Ростов н/Д: 2000г. С.170 Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же учреждении. Эта прикованность к одному и тому же месту, изолированность детских домов, усиливают зависимость детей от учреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить чего-либо, организовать свободное время и т.д. Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях. Поэтому при организации новых детских домов, перестройке воспитательного процесса следует уделять внимание таким задачам, как приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы; создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному; организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными «семьями», поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка; предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту; неразделение братьев и сестер по разным учреждениям; укрепление связей между детьми и их родителями; развитие; развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни. Не менее важно решать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников.

Очевиден тот факт, что воспитанники детских домов и интернатных учреждений не приспособлены к самостоятельной жизни, и по достижении 17-летнего возраста 70% пополняют ряды криминальных структур, 10% -суицид, остальные либо возвращаются к родителям, которые были лишены родительских прав, восполняя ряды алкоголиков, тунеядцев, либо выживают лишь за счет опеки над ними дальних родственников, знакомых, и т.д.1 1 «В помощь детскому психологу»: сборник статей/ под редакцией И.Осиповой. - Владивосток, 2001. С.9 В реабилитационных центрах воспитатели, учителя, социальные педагоги и психологи в течение 6 месяцев пытаются научить детей, изъятых из асоциальных семей, элементарным навыкам самообслуживания, гигиены, учат детей грамоте, письму, счету и т.д., но по истечении срока пребывания в центре, большинство детей возвращаются в кровные асоциальные семьи и, как правило, на протяжении одной недели все усилия коллективов центров сводятся на ноль.

Практика определения детей в учреждения «по социальным показаниям»: отсутствие жилья, тяжелое материальное положение, по договору на срок до 1 года и более - зачастую приводит к отказу от ребенка родителей.

Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной.

В России традиционно накоплен значительный опыт устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Такие учреждения создаются различными министерствами РФ: Министерством здравоохранения и социального развития (социальные учреждения, оздоровительные образовательные учреждения), Министерством образования и науки РФ (специальные образовательные учреждения), Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения) по инициативе и при поддержке органов исполнительной власти субъектов РФ.

К государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних относятся:

  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемые в системе образования.

Деятельность этих учреждений регламентируется постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (вместе с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерным положением о социальном приюте для детей, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Как писал В. Даль, приют – это пристанище для ребенка, которое призвано его принять, призреть, дать кров.

В современных условиях социальный приют – это место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, предназначенное для того, чтобы дать кров, выявить место жительства и определить возможности его целесообразного устройства. В настоящее время детей помещают в приют на срок до года (ранее ориентировались на содержание ребенка до 3–6 месяцев, однако жизнь потребовала увеличить время до одного года).

Во многих регионах России приюты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются при монастырях. В этом проявился многовековой опыт устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации под покровительством священнослужителей. При монастырях организуется уход, воспитание и обучение детей. Они активно приобщаются к общественно-полезному труду, формируют навыки самообслуживания и жизнедеятельности в коллективе. Большое внимание уделяется формированию духовной культуры, основанной на традициях православной церкви.

Деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемых в системе образования, регламентируются постановлениями Правительства РФ:

  • – от 01.07.1995 № 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
  • – от 28.08.1997 № 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Можно выделить следующие основные виды образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Детский дом – это специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей.

Выделяются следующие виды детских домов:

  • – для детей раннего (с 1,5 до 3 лет) возраста;
  • – для детей дошкольного возраста;
  • – для детей школьного возраста;
  • – смешанный;
  • – школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • – специальный (коррекционный) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования условий для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье. С этой целью создают новые формы детского дома.

К таким формам относятся:

  • семейный детский дом – это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот, либо детей, оставшихся без попечения родителей. Такие семьи создаются на несколько лет и действуют на основе договора. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети;
  • детский дом семейного типа – это специально созданный детский дом по типу семьи. Его достоинством в том, что ребенок попадает в специально сформированную семью, что по сравнению с интернатным учреждением создает наиболее благоприятные условия для его воспитания и социального формирования как личности. Его недостатками является то, что среда сформированной семьи может оказаться недостаточно адаптационной для ребенка, а воспитатели, взявшие на себя функции приемных родителей, недостаточно готовыми к выполнению родительских функций.

Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 195 "О детском доме семейного типа" утверждены Правила организации детского дома семейного типа.

Основными задачами такого детского дома являются создание в условиях семьи благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. С 10-летнего возраста ребенок может передаваться в такой детский дом только с его согласия. Общее количество детей в нем, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

Создается, реорганизуется и ликвидируется дом по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль над условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей па воспитание.

2. Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, где они обеспечиваются уходом.

Интернатные учреждения в России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют на основе следующих принципов: демократизм, гуманизм, общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, гражданственность, свободное развитие личности, защита прав и интересов воспитанников, автономность и светский характер образования.

Организационно среди интернатных учреждений различают:

  • – интернатное учреждение обычного типа;
  • – интернатное учреждение по типу семьи. В нем дети живут в разновозрастных (но составу не более 8 детей) или одновозрастных (до 4-х лет не более 5 детей, а от 4-х лет и старше не более 10 детей) группах, называемых семьями. Однако в них сохраняется много от интерната: питание в столовой, самообслуживание, получение новой одежды и пр.
  • – интернатное учреждение семейного типа, в котором дети живут отдельными семьями, с разными входами и своей организацией и образом жизни. В таком учреждении жизнь детей максимально приближена к семейной.
  • 3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучения воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Их деятельность регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья".

К специальным (коррекционным) учреждениям относятся:

  • – коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного образования;
  • – коррекционное общеобразовательное учреждение;
  • – коррекционное учреждение начального профессионального образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в которых образовательные программы Министерства общего и профессионального образования реализуются по согласованию с Министерством здравоохранения. Такие учреждения подразделяются на виды в зависимости от патологии детей. Среди них выделяют учреждения, предназначенные для обучения и воспитания:

  • – неслышащих детей;
  • – слабослышащих и позднооглохших детей;
  • – незрячих детей;
  • – слабовидящих и поздноослепших детей;
  • – детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • – детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • – детей с задержкой психического развития;
  • – умственно-отсталых детей.
  • 4. Оздоровительные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении. Они предназначены для оказания семье помощи в воспитании и получении образования, обеспечении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни общества, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. Деятельность таких учреждений регламентируется Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.1997 № 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:

  • – санаторная школа-интернат;
  • – санаторно-лесная школа;
  • – санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • 5. К другим образовательным учреждениям для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:
    • – кадетская школа;
    • – кадетская школа-интернат. Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате) утверждено постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1427;
    • – школа-интернат с первоначальной летной подготовкой. Преимущественное право для зачисления в нее имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 15 лет, изъявившие желание там учиться и соответствующее здоровье. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой утверждено постановлением Правительства РФ от 05.09.1998 № 1046;
    • – воспитанники воинских частей – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, граждане Российской Федерации, направленные районными (городскими) военными комиссариатами с согласия самих детей и органов опеки и попечительства в качестве воспитанников в воинские части. Положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия утверждено постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 № 124, а Положение о статусе воспитанников воинских частей утверждено постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 № 745.

В зарубежной практике встречаются примеры создания социальными службами специальных приемных семей, предназначенных для обеспечения решения проблем, связанных с обеспечением ухода за ребенком и защитой его прав в зависимости от возникающих социальных проблем.

К таким семьям относятся:

  • приемные семьи кризисной ситуации, создаются для частных случаев, когда возникает необходимость немедленного изъятия ребенка из родной семьи на определенный период. Причинами, требующими перемещения ребенка могут быть острая конфликтная ситуация в семье между родителями, родителями и ребенком; трагедия; внезапная болезнь родителей;
  • приемная семья на короткое время, необходимость в которой возникает при планировании командировок, планируемого медицинского обследования, кратковременного лечения, когда за ребенком некому смотреть. Подобные семьи используются для оказания кратковременной помощи семье, имеющей ребенка с особыми нуждами по уходу за ним;
  • приемная семья па длительное время работает на договорных началах для обустройства ребенка в связи с возникшей потребностью у родителей;
  • семья для приема ребенка на время выходных дней и каникул. Такая форма помещения детей в семью дает возможность родителям организовывать периодически свой отдых в выходные дни (уик-энд);
  • семья для дневного пребывания ребенка (своего рода домашний детский садик), когда вечернее время и ночь он проводит в своей семье.

В социально-педагогическом плане воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, имеет комплекс проблем.

В приемных семьях они обусловлены, с одной стороны, готовностью и способностью приемных родителей обеспечить необходимый уход и воспитание детей, с другой – необходимостью преодолевать проблемы, возникающие в связи с воспитанием приемного ребенка (проявление какой-либо патологии, конфликтные ситуации между родителями и детьми, вытекающие из суждения "не мои родители").

Возникает необходимость специальной социально-педагогической подготовки родителей приемных семей к воспитательной работе с детьми. На начальном этапе создания приемной семьи она обеспечивает педагогическую подготовку к формированию отношений "родитель – ребенок", ухода за последним и накопления опыта воспитательной работы с ним. Впоследствии она обеспечивает социально-педагогическое патронирование в целях контроля, своевременного консультирования, помощи и поддержки семьи в случаях возникновения неадекватных ситуаций, предупреждения и преодоления конфликтных проявлений.

Центры социального обслуживания семьи и детей России используют зарубежный опыт и стремятся расширить сферу своей деятельности по предоставлению услуг. В этом отношении опыт зарубежных стран представляет большой интерес.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Дома ребенка (Дома малютки).

Бывает «обычным» и «специализированным», например - для больных сколиозом, с пороками сердца, с неврологическими заболеваниями, с ВИЧ-инфекцией и т.д. Это - некоммерческая организация, финансируемая за счет средств бюджета на основе сметы, а также целевых благотворительных средств, полученных от организаций и физических лиц.

Входит в систему Минздравсоцразвития.

Туда попадают, в основном, дети-отказники, оставленные в роддомах и больницах, и находятся там до 3 лет. В некоторых случаях дети задерживаются и до 4 лет. Далее, если детей не усыновили или не взяли для семейного устройства в иной форме, их отправляют в детский дом. Процент семейного устройства детей до 3 лет в России максимален по сравнению с более старшими возрастами, в этом отношении Дома ребенка являют собой относительно благополучную картину.

В России 252 дома ребенка. Дети, чьи родители лишены родительских прав - это основной процент «контингента» домов ребенка, их больше половины. Еще одна большая категория - это дети-отказники, малыши, рожденные в родильных домах, чаще всего у одиноких матерей. Часть детей поступают в дома малютки с согласия родителей, но по медицинским показателям. Это рожденные с тяжелыми заболеваниями и требующие постоянного пожизненного ухода. Кроме того, поступают подкидыши - дети, чьи родители вообще неизвестны.

А так же есть дети, поступающие на временное лечение по направлению органов отеки и попечительства.

Здоровье детей, поступающих в дома ребенка, по данным специалистов, из года в год ухудшается. Как правило, дети имеют комплекс нарушений состояния здоровья. В структуре заболеваемости детей, воспитывающихся в домах ребенка, на первом месте - болезни органов дыхания, далее заболевания нервной и эндокринной системы, расстройства питания. Растет количество детей-инвалидов. Основную часть детей, поступающих в дома ребенка, составляют дети из социально неблагополучных семей.

Детские приюты (детские социальные приюты) Любопытно, что по запросу «приюты временного содержания» Yandex.ru дает 2 млн. ответов. Но из первых 60 - лишь пять касаются детей, а остальные 55 касаются домашних животных, для которых «приютов временного содержания», вероятно, больше. Помимо прочего, «детские приюты» идут в одной графе с «детскими приемниками», хотя по функциям и по составу детей они совершенно различны.

О детских приютах, куда, по логике вещей, должны были бы попадать дети, только что получившие статус сироты, известно немного.

Детские приюты временного содержания задумывались для детей старше 3-х лет - либо для новых сирот, либо для детей, нуждающихся в небольшом периоде «отдыха» от своей обычной семейной ситуации.

Здесь оказываются дети и подростки, оказавшиеся в неблагоприятной жизненной ситуации, без жилья и средств к существованию, бродяжничающие. До определения их социального статуса приют предоставляет им место временного пребывания, обеспечивает едой и одеждой, оказывает психологическую помощь, охраняет от асоциальной среды, гарантирует защиту прав. Однако нередко в таких приютах дети живут годами, причем, порой - с неопределенным статусом.

Подчиняются эти приюты, как правило, Министерству здравоохранения и социальной защиты. Существуют и частные приюты, а также - приюты РПЦ.

Таким образом, приют является промежуточной ступенью между улицей и различными типами воспитательно-образовательных учреждений. В России 615 социальных приютов для детей и подростков.

Детские дома.

Немного в открытом доступе и детальной информации о детских домах, хотя, казалось бы, об их существовании знают все. Например, участники форума усыновителей пишут с иронией: «Приглашаем в нашу компанию настоящего сыщика или помогите найти работника уголовного розыска, который готов помочь. Наверно, можно сделать официальный запрос - в каком-нибудь ведомстве, кому подчиняются детские дома...».

По типам различаются детские дома: для детей дошкольного, школьного возрастов, смешанные, санаторные для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении, специальные (коррекционные) детские дома, детские дома-школы, детские дома семейного типа. В России более 1850 детских домов.

Ведомственная принадлежность различных детских домов - вопрос туманный. Хотя порядок жизни в интернатах и детдомах регулируется «Положением об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое было принято правительством РФ в 1995 году, существует несколько видов совершенно различных детских домов и интернатов.

Детские дома, относящиеся к Министерству образования и Департаментам образования.

Среди них - большинство т.н. «детских домов полного цикла» и общеобразовательные школы-интернаты для сирот, предоставляющие сиротам полное среднее образование, порой - достаточно высокого уровня, позволяющее поступать даже и в ВУЗы.

Детские дома, относящиеся к Министерству здравоохранения и социального развития.

Это, в основном, детские дома и школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями, а также Дома ребенка (Дома малютки).

Детские дома для детей с ограниченными возможностями здоровья или специальные школы-интернаты (единственная разница между ними - в школах-интернатах есть возможность забирать детей домой, а обучаются там не только сироты) - это государственные бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Их статус и деятельность определяются Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Детские дома бывают разных 8 видов:

  • - I и II вида - для слабослышащих и детей с нарушением речи;
  • - III и IV вида - для слабовидящих;
  • - V вида - для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • - VI вида - для детей, больных детским церебральным параличом;
  • - VII вида - для детей с задержкой психического развития;
  • - VIII вида - для детей с интеллектуальной недостаточностью. Детские дома, относящиеся к Департаментам семейной и молодежной политики Москвы.

Это относительно новое явление, причем, как выясняется, в 2008 году даже предполагалось, что большинство или даже все «московские детские дома и школы-интернаты перейдут из департамента образования в новый - семейной и молодежной политики. Но тогда учреждения для детей-сирот остались в ведении образования, так они занимаются образованием, и основным, и дополнительным». Однако многие Детские дома все же были переданы из системы Департамента образования позднее, совсем недавно - начиная с 01.10.2011. Будет ли этот процесс развиваться дальше - не ясно.

Детские дома семейного типа. К сожалению, дети, только что признанные сиротами, практически никогда не попадают туда. Однако, такие детские дома, наряду с патронатными семьями, могли бы служить достаточно перспективной формой временного семейного устройства детей (до нахождения постоянного варианта), получивших статус сирот.

В настоящее время существуют следующие виды семейных детских домов:

  • 1. Семейный городок, включающий в себя 8-12 жилых домов, построенных на 1-2 семьи. В одной семье несколько опекаемых и родные дети воспитателей. В городке обычно есть административный, культурный, хозяйственный, спортивный, медицинский и другие центры, школа, детский сад. Каждой семье выделяется земельный участок.
  • 2. Семейный детский дом, являющийся частью населенного пункта. Размещаются семьи в специально построенном четырехквартирном доме или автономном блоке жилой постройки.
  • 3. К детским домам семейного типа относится и семья, принявшая на воспитание не менее 6 детей. Ей предоставляется отдельная квартира в жилом микрорайоне с соответствующим набором помещений.

Интернаты.

В обычном случае дети в интернатах - не сироты. В школе-интернате дети находятся 5 дней в неделю. Они могут находиться в интернатах по причинам проблем здоровья или специфики образования (в советское время существовали даже школы-интернаты для одаренных детей - физико-математические, музыкальные, физкультурные и т.п.).

Многие дети находятся там потому, что либо родители самостоятельно не справляются с их обучением, либо потому, что в России вообще пока слабо развито интегративное обучение и неинтернатное образование для детей с особыми педагогическими нуждами. Кроме того, высок процент детей, живущих и обучающихся интернатах, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, где в советское время проводилась интенсивная интернетизация детей коренных народов, ведущих кочевой образ жизни.

Однако также существуют и детские дома-интернаты, школы-интернаты для сирот и т.п., где учатся и живут сироты.

По типу школы-интернаты для детей-сирот бывают: общеобразовательные (для детей без проблем в личностном развитии), вспомогательные (для детей с незначительными отклонениями в развитии), для детей с глубокой умственной отсталостью. В России более 330 школ-интернатов для детей-сирот.

Кадетская школа-интернат - отдельный и особый вид школы-интерната. Далеко не все кадеты - сироты, однако определенная доля (порой значительная) сирот в таких школах есть.

Кадетские школы - попытка возродить дух русской армии и традиции просвещенного офицерства. Остается лишь надеяться, что этот опыт окажется удачным.

Ведомственная принадлежность школ-интернатов - Министерство образования и науки РФ.

Социально-реабилитационные центры (центры помощи сиротам).

Таких центров насчитывается несколько видов. Наиболее известны Центры социальной адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действуют они при школах-интернатах, детских домах, а иногда и фактически являются бывшими и перепрофилированными детскими домами, которые в последнее время в регионах активно расформировывают и перепрофилируют.

Центр социальной адаптации должен оказывать социальную, психологическую, правовую поддержку сиротам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, трудоустраивает выпускников интернатов, защищает их права и интересы, предоставлять им временное жилье. Кроме того, в Центре могут помочь восстановить потерянные документы, оказать помощь в сборе необходимой документации для получения жилья или оформления субсидий и пенсий и в других подобных вопросах.

Как правило, такие Центры относятся к органам опеки и попечительства и тому ведомству, которое их курирует в конкретном регионе. В России 705 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

Психолого-медико-педагоигческие комиссии.

Нельзя обойти вниманием такую структуру в системе устройства детей-сирот, как психолого-медико-педагоигческая комиссия (ПМПК) - орган, определяющий судьбу ребенка, поведение которого признается его окружением дезадаптированым. То есть, в поле зрения этой комиссии может попасть любой ребенок, поведение которого признается любыми взрослыми представителями его социального окружения дезадаптированным. В случае с ребенком сиротой эта комиссия встречается на его пути на нескольких этапах:

  • - в случае лишения родителей родительских прав, при принятии решения о его дальнейшей судьбе (направлении в детский дом или в специализированный интернат);
  • - в момент, когда ребенок поступает в детский дом из Дома малютки или приюта временного содержания;
  • - в ситуациях, когда в местах пребывания ребенка (в детском доме, учебном учреждении и т.п.) его поведение признается неадекватным.В заключение к данному подпункту дипломной работы можно сделать следующий вывод.

В целом, очевидно, что система государственного участия в проблеме детей-сирот запутана, громоздка, немобильна и не отвечает современным требованиям. В то же время только государственная машина обладает ресурсами для того, чтобы решить эту сложнейшую проблему. Сейчас мы наблюдаем процесс переосмысления на федеральном уровне логики решения проблемы сиротства:

  • - взят курс на семейное устройство детей в семьи;
  • - создаются новые надведомственные структуры, призванные проводить единую государственную политику в этой сфере;
  • - проводится работа с общественным мнением посредством информационных кампаний;
  • - декларируется готовность работать в данном направлении с общественными организациями, поддерживать и распространять лучшие практики. В данном контексте роль и значение некоммерческих организаций, благотворительных фондов, фокусирующихся на решение проблема сиротства, должна возрастать. Эти организации могут выступать партнером для государственных органов в их повседневной работе, привлекать внимание общества к наиболее болевым точкам, привносить свой опыт и знания по работе с разными категориями (кровными и приемными семьями, выпускниками детских заведений и проч. и проч.) В следующей главе дипломной работы рассмотрим основные технологии социальной работы в стационарных учреждениях.

Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481
"О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"

В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 558 "Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4483).

Положение
о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение устанавливает перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.

2. Деятельность организаций для детей-сирот строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования.

К организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

4. Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".

5. Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот, в которых созданы необходимые условия для их содержания, воспитания и образования, соответствующие их состоянию здоровья и потребностям.

6. Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей на основании следующих документов:

а) личное дело ребенка, сформированное органом опеки и попечительства в соответствии с Правилами постановлением

б) направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданного в установленном субъектами Российской Федерации порядке.

7. Пребывание детей со дня выявления детей до принятия акта, указанного в пункте 6 настоящего Положения, обеспечивается в организациях для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.

8. Организацией для детей-сирот обеспечивается в течение одного месяца со дня издания акта, указанного в пункте 6 настоящего Положения, направление ребенка, помещаемого под надзор в организацию для детей-сирот, на медицинское обследование, осуществляемое в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. По результатам медицинского обследования ребенка медицинской организацией, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, выдается заключение о состоянии здоровья ребенка с приложением результатов медицинского обследования, которое представляется организацией для детей-сирот в орган опеки и попечительства.

9. В случае помещения в организацию для детей-сирот ребенка с ограниченными возможностями здоровья организацией для детей-сирот обеспечивается его направление на комплексное психолого-медико-педагогического обследование, проводимое в порядке, устанавливаемом Министерством просвещения Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам которого выдается заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

10. Документы, предусмотренные пунктами 6 , и настоящего Положения, представляются органами опеки и попечительства в организацию для детей-сирот не позднее одного месяца со дня помещения ребенка в организацию для детей-сирот.

11. В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, организацией для детей-сирот составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, который утверждается соответствующим актом органа опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода.

12. Дети, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители) (далее - законные представители) согласно пункту 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.

13. Для временного помещения в организацию для детей-сирот детей, указанных в пункте 12 настоящего Положения, законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, примерная форма которого утверждается Министерством просвещения Российской Федерации. В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

14. В случае продления сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот, определенных в соглашении, указанном в пункте 13 настоящего Положения, руководитель организации для детей-сирот информирует об этом орган опеки и попечительства.

15. При временном помещении в организацию для детей-сирот детей, имеющих законных представителей, в целях обеспечения пребывания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, органом опеки и попечительства в организацию для детей-сирот представляются:

а) личное заявление законного представителя о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот с указанием причин и срока такого помещения;

б) копия свидетельства о рождении или паспорта ребенка;

в) копии документов, удостоверяющих личность и полномочия законных представителей;

г) сведения о близких родственниках ребенка (при наличии);

д) заключение медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по месту жительства или пребывания ребенка, о состоянии здоровья ребенка с приложением результатов медицинского обследования ребенка, временно помещаемого в организацию для детей-сирот;

е) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при его наличии) - для детей с ограниченными возможностями здоровья;

ж) индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (при ее наличии);

з) направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданное в установленном субъектами Российской Федерации порядке;

и) акт обследования условий жизни ребенка.

16. Дети, в том числе дети, указанные в пункте 12 настоящего Положения, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

17. В целях сохранения привычной социальной среды, родственных и дружеских связей ребенка, продолжения получения образования в образовательной организации, которую посещал ребенок, дети помещаются под надзор в организацию для детей-сирот, расположенную территориально наиболее близко к месту их жительства или пребывания, за исключением случаев, когда привычная социальная среда негативно влияет на поведение детей, способствует асоциальному поведению детей и (или) их самовольному уходу из организации для детей-сирот.

18. В случае если на территории субъекта Российской Федерации, где выявлен ребенок, отсутствует организация для детей-сирот, в которую он может быть устроен с целью обеспечения необходимых ему условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей и состояния здоровья, такой ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого имеются организации для детей-сирот, для обеспечения устройства ребенка в организацию для детей-сирот.

19. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства, в течение 10 дней со дня представления органом опеки и попечительства документов в соответствии с пунктами 6 и настоящего Положения может обращаться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства, на территории которого расположена организация для детей-сирот, в которую ребенок может быть устроен в целях обеспечения необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из потребностей и состояния здоровья ребенка, в целях определения условий компенсации расходов на полное государственное обеспечение, а также иных затрат, связанных с пребыванием и окончанием пребывания ребенка в организации для детей-сирот, в том числе обеспечением жилым помещением.

20. Дети от рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, или образовательные организации, в которых создаются условия, предназначенные для воспитания и проживания детей такой возрастной группы.

21. Дети от рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в медицинские организации в случае, если состояние здоровья ребенка требует оказания первичной специализированной медицинской помощи (медицинской реабилитации) в условиях этой организации. Период пребывания ребенка может быть продлен до достижения ребенком возраста 4 лет включительно только по решению руководителя медицинской организации при наличии согласия органа опеки и попечительства.

22. Дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги. Дети, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

23. Дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в образовательные организации при условии, что невозможно организовать получение детьми дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

24. Дети с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии обучаются по адаптированным общеобразовательным программам.

25. Организации для детей-сирот обеспечивают условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации.

26. Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных организациях для детей-сирот, осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации для детей-сирот бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования.

27. Организация для детей-сирот обязана обеспечить доступность для детей в приемлемой для них форме информации о правах ребенка, об уставе и о правилах внутреннего распорядка организации для детей-сирот, об органах государственной власти, органах местного самоуправления и их должностных лицах, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, об органах опеки и попечительства, органах внутренних дел, о прокуратуре, судах, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и (или) уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе информацию о номерах телефонов, включая круглосуточные выделенные телефоны специальной (экстренной) помощи (психологической, юридической и других), и об адресах (почтовых и электронных) указанных органов и организаций, а также возможность беспрепятственного обращения детей в указанные органы и получения детьми бесплатной квалифицированной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

28. Организация для детей-сирот с согласия детей может проводить профессиональное обучение детей по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих при наличии соответствующей лицензии на указанный вид деятельности.

29. В организациях для детей-сирот не допускаются принуждение детей к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, религиозные организации (объединения), а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций, объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.

30. Организацией для детей-сирот обеспечивается обучение детей по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе посещение детьми клубов, секций, кружков, студий и объединений по интересам, действующих в иных организациях, а также участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях для детей с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития, в том числе путем обеспечения участия в таких мероприятиях работников организации для детей-сирот и добровольцев (волонтеров).

31. Организация для детей-сирот может разрешать временно бесплатно проживать и питаться в организации для детей-сирот лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, но не старше 23 лет.

32. В организациях для детей-сирот создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.

33. Проживание детей организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу.

34. Воспитательные группы формируются преимущественно по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего полнородных и неполнородных братьев и сестер, детей - членов одной семьи или детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье. Дети разного пола старше 4 лет могут совместно проживать и пребывать в группе в дневное время.

35. Численность детей в воспитательной группе не должна превышать 8 человек, а в возрасте до 4 лет - 6 человек.

36. Перевод детей из одной воспитательной группы в другую не допускается, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

37. Помещения, в которых размещаются воспитательные группы в организациях для детей-сирот, включают в себя соответствующим образом оборудованные жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения.

38. В организации для детей-сирот за воспитательной группой закрепляется ограниченное количество педагогических работников организаций для детей-сирот, постоянно находящихся с воспитательной группой детей, выполняющих также функции воспитателей, индивидуальных кураторов (наставников) детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации для детей-сирот и непосредственно перед выпуском. Замещение педагогических работников работниками из других воспитательных групп не допускается, за исключением случаев увольнения работников, их болезни или отпуска.

39. Организация для детей-сирот обеспечивает в соответствии с возрастом и особенностями развития детей наличие развивающего, обучающего, игрового и спортивного оборудования и инвентаря, издательской продукции, мебели, технических и аудиовизуальных средств воспитания и обучения, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требованиям к безопасности продукции, установленным законодательством Российской Федерации, а также специального медицинского оборудования для организации медицинской реабилитации детей в медицинских организациях.

40. В организации для детей-сирот обеспечивается возможность детям иметь индивидуальное пространство для занятий и отдыха, личные вещи в свободном беспрепятственном доступе, в том числе одежду, игрушки, книги и другие вещи, которые могут храниться в комнате детей или других помещениях, отведенных под проживание группы, а также их сохранность. Приобретение личных вещей для детей осуществляется по возможности с участием детей.

41. Организация воспитания детей строится с учетом их индивидуальных особенностей. Режим дня, обеспечивающий рациональное сочетание воспитательной и образовательной деятельности, а также общественно полезного труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания детей в организации для детей-сирот и учитывает участие детей в проведении массовых досуговых мероприятий, включая личное время, предоставление возможности самостоятельного выбора формы проведения досуга с учетом возраста и интересов детей.

42. Организация питания детей осуществляется в соответствии с физиологическими нормами, возрастом и состоянием здоровья детей.

43. Организация для детей-сирот обеспечивает соблюдение установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными правилами) санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для детей факторов среды обитания, условий деятельности организаций для детей-сирот, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и транспортных средств.

44. Отдых и оздоровление детей в каникулярный период осуществляются в соответствии с планом, утверждаемым руководителем организации для детей-сирот, включающим познавательные, культурно-развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на интеллектуальное, эмоциональное, духовное, нравственное и физическое развитие детей.

45. Организация для детей-сирот обеспечивает комфортные условия для посещения ребенка лицами, желающими усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, получившими в установленном порядке направление на посещение ребенка, в целях знакомства и установления контакта между ребенком и указанными лицами.

46. Организация для детей-сирот обеспечивает ознакомление лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, получивших в установленном порядке направление на посещение ребенка, с личным делом ребенка, а также проведение консультаций с медицинским работником, педагогом-психологом и другими работниками организации для детей-сирот.

47. График приема лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство), определяется руководителем организации для детей-сирот с учетом режима дня детей. При этом должна быть организована возможность посещения указанными лицами организации для детей-сирот не менее 3 раз в неделю, включая выходные и праздничные дни. В будние дни должна быть организована возможность посещения в вечернее время.

48. Организациями для детей-сирот в целях создания безопасных, благоприятных условий пребывания, приближенных к семейным, оказываются социальные, медицинские услуги, а также услуги в сфере образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

49. Организация для детей-сирот посредством телефонных переговоров, переписки и личных встреч обеспечивает условия для общения детей с законными представителями и родственниками, в том числе в целях нормализации отношений в семье и содействия возвращению ребенка в семью (за исключением случаев, когда такое общение запрещено органами опеки и попечительства законным представителям и родственникам детей в связи с тем, что оно противоречит интересам детей, в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации), а также с другими значимыми для детей лицами (друзьями, соседями и др.) с обеспечением соблюдения правил внутреннего распорядка организации для детей-сирот и безопасности детей как на территории организации для детей-сирот, так и за ее пределами.

50. В целях защиты прав и законных интересов детей организация для детей-сирот взаимодействует с органами опеки и попечительства, органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами управления в сфере здравоохранения, органами социальной защиты населения и иными органами, организациями и службами.

51. К видам деятельности организаций для детей-сирот относятся следующие виды деятельности:

а) круглосуточный прием и содержание детей, а также детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, в том числе создание условий пребывания детей в организации для детей-сирот, приближенных к семейным и обеспечивающих безопасность детей;

б) уход за детьми, организация физического развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду, мероприятиям по благоустройству территории организации для детей-сирот, в учебных мастерских и подсобных хозяйствах;

в) осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей, в том числе защита прав и законных интересов детей;

г) деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей;

д) консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;

е) организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке;

ж) организация проведения информационных кампаний по привлечению лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, а также по проведению совместных культурно-массовых мероприятий с такими лицами, благотворительными организациями, волонтерами и другими лицами;

з) подготовка детей к усыновлению (удочерению) и передаче под опеку (попечительство);

и) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, в порядке, установленном Правилами постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

к) восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;

л) психолого-медико-педагогическая реабилитация детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям, находящимся в организации для детей-сирот, психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в организацию для детей-сирот после устройства на воспитание в семью;

м) создание условий доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых организациями для детей-сирот;

н) осуществление мероприятий по обеспечению оптимального физического и нервно-психического развития детей;

о) оказание медицинской помощи детям, осуществляемой в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;

п) организация и проведение профилактических и иных медицинских осмотров, а также диспансеризации детей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

р) оказание детям квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;

с) организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;

т) осуществление реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

у) организация отдыха и оздоровления детей;

ф) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, в порядке, установленном Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

х) предоставление отчетов опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом в порядке, установленном Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

ц) ведение в установленном порядке личных дел детей;

ч) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;

ш) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

щ) другие виды деятельности, направленные на обеспечение защиты прав детей.

52. К видам деятельности медицинских организаций наряду с видами деятельности, указанными в пункте 51

а) организация и проведение мероприятий по охране здоровья детей, в том числе по комплексной оценке состояния здоровья детей, а также осуществление профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней и инвалидизации;

б) организация и проведение профилактических осмотров детей с привлечением специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием;

в) диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболеваниями;

г) проведение восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) детей и их социальной адаптации.

53. К видам деятельности организаций, оказывающих социальные услуги, наряду с видами деятельности, указанными в пункте 51 настоящего Положения, относятся следующие виды деятельности:

а) реализация мероприятий по социально-трудовой реабилитации детей с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности и интеграции их в общество;

б) организация физического воспитания детей-инвалидов с учетом возраста и состояния здоровья, позволяющего развить их способности в пределах максимальных возможностей.

54. К видам деятельности образовательных организаций наряду с видами деятельности, указанными в пункте 51 настоящего Положения, относятся следующие виды деятельности:

а) реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ;

б) реализация адаптированных основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ.

55. Организацией для детей-сирот в целях обучения работников организации для детей-сирот современным технологиям работы по комплексной реабилитации и защите прав детей, профилактике жестокого обращения с детьми обеспечивается проведение обучающих мероприятий с использованием ресурсов организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций высшего образования и лучшего опыта работы организаций для детей-сирот, реализующих инновационные программы воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей, а также осуществляется организация психолого-педагогической поддержки работников организации для детей-сирот и их консультирования по вопросам воспитания, обучения, охраны здоровья, реабилитации, социального обслуживания и защиты прав детей.

56. В целях создания условий для возврата детей в родную семью, а при невозможности воссоединения семьи - условий для устройства каждого ребенка, находящегося в организации для детей-сирот, на воспитание в семью осуществляется совместно с органами опеки и попечительства индивидуальная работа, направленная на максимально возможное сокращение сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот.

57. Помощь в социальной адаптации детей в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше, подготовке детей к самостоятельной жизни, в том числе в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов, может осуществляться организациями для детей-сирот посредством оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов, представительства детей в государственных органах и органах местного самоуправления, организациях, а также посредством предоставления при необходимости возможности временного проживания в порядке, определяемом законами или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

58. Взаимодействие организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) осуществляется в целях реализации мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства и совершенствование организации деятельности по воспитанию, обучению, обеспечению сопровождения детей в случае оказания детям медицинской помощи, развитию и социальной адаптации детей, подготовке к самостоятельной жизни и оказанию детям юридической помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

59. В целях оказания содействия в функционировании организации для детей-сирот, улучшения качества работы, повышения эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых организации для детей-сирот, повышения информированности общества о работе организации для детей-сирот, а также в целях содействия обеспечению и защите прав и законных интересов детей организацией для детей-сирот могут создаваться коллегиальные органы управления в соответствии с законодательством Российской Федерации и попечительский совет, осуществляющий свою деятельность на общественных началах.

60. Орган или организация, осуществляющие функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, а также орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства, размещают информацию о деятельности организации для детей-сирот, об условиях содержания, воспитания и образования в них детей на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

61. Организация для детей-сирот на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещает ежегодный отчет, согласованный с органом или организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, который в том числе включает в себя:

а) информацию об организации для детей-сирот, о задачах ее деятельности, об условиях содержания, воспитания и получения образования детьми в организации для детей-сирот;

б) информацию о численности воспитанников и их возрастных группах;

в) сведения о численности, структуре и составе работников организации для детей-сирот;

г) информацию о направлениях работы с детьми и взаимодействии с организациями и гражданами;

д) информацию о численности воспитанников, которые были возвращены в течение года законным представителям или переданы на воспитание в семьи граждан.

62. Организация для детей-сирот может размещать информацию о своей деятельности, указанную в пункте 61 настоящего Положения, в средствах массовой информации.

63. В случае ликвидации или реорганизации организации для детей-сирот осуществляется разъяснительная работа с детьми и работниками организации для детей-сирот, включая психологическую подготовку детей к переводу в другую организацию для детей-сирот. Перевод детей в другие организации для детей-сирот осуществляется с учетом мнения детей, обеспечения прав и интересов детей, возможности совместного пребывания братьев и сестер, общения детей с родственниками и родителями, которым разрешены контакты с детьми, другими значимыми для детей лицами, а также с учетом сложившихся отношений между детьми, продолжения получения образования и перспектив дальнейшего жизнеустройства детей.

Лучшие статьи по теме