SuperJunior - Дети и Родители

Компанией какой страны является swarovski. Биография. Виды оформления Swarovski

Swarovski AG — австрийская компания, специализирующаяся на производстве украшений, фигурок и огранке синтетических и природных драгоценных камней. Известна как производитель стразов под брендом «Кристаллы Swarovski».

Кристаллы Swarovski производятся компанией Swarovski AG, расположенной в Ваттенс, Тироль. Группа Swarovski также включает в себя Tyrolit (производство абразивных и режущих материалов), Swareflex (отражающие и люминесцентные дорожные знаки), Signity (производство синтетических драгоценных камней) и Optik (оптические инструменты).

Даниэль Сваровски родился 24 октября 1862 года в Георгентале, маленькой деревне в горах Северной Богемии. Территория эта входила в состав Австро-Венгерской империи и славилась своими стеклодувами, шлифовщиками стекла и огранщиками. У каждого уважающего себя богемца была стекольная мастерская. Отец Даниэля также шлифовал мелкую бижутерию, отделывал хрусталь, применяя ту же технику, которую используют ювелиры: вручную наносил на заготовку фасетки, имитирующие бриллиантовую огранку. Предприятие его особым размахом не отличалось, хватало только на существование. Даниэль хоть и трудился в семейном бизнесе, но мечтал стать великим скрипачом.

В 1880 году Даниэль едет учиться на инженера в Париж. Наблюдательный юноша заметил, как быстро распространяется мода на имитацию бриллиантов. Их называли стразами - по имени известного ювелира-мошенника XVIII века Жоржа Фредерика Страсса, жившего за сто лет до рождения Даниэля. Страсс выдавал за бриллианты граненые хрустальные осколки.

В 1889 году на Всемирной выставке в Париже молодой Сваровски знакомится с новыми возможностями электрических механизмов и решает создать станок для огранки и шлифовки хрусталя и стекла.

В 1891 году он сконструировал первый в мире электрический шлифовальный станок. Эта машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в количестве, не сопоставимым, с ручной обработкой, а внешне новые изделия выгодно отличались от богемского стекла и хрусталя, а главное - позволяли поставить хрусталь в один ряд с другими драгоценными камнями.

Но на родину Даниэль Сваровски решил не возвращаться, опасаясь конкуренции с богемскими умельцами, а также в силу дороговизны в Богемии элетроэнергии. В Австрии, недалеко от г. Инсбрук, в небольшой деревеньке Ваттенс он нашел старую, пустовавшую фабрику. Его привлекла возможность использовать потенциал гидроэлектростанции в Тирольских горах (и сегодня компания Swarovski по-прежнему обеспечивает себя собственной электроэнергией).

В 1895 году Даниэль Сваровски основал компанию Swarovski в небольшой деревушке Ваттенс, Австрия, где он построил гидроэлектростанцию на горной реке. Это позволило обеспечить завод недорогой и автономной электроэнергией. Свой новый продукт Даниэль Сваровски назвал "кристаллы Swarovski" и предложил его модным домам Парижа для использования в отделке платьев и в производстве бижутерии.

Он сам проектировал украшения и сам разработал новый процесс изготовления хрусталя, сумев вывести оптимальное сочетание исходных смесей для варки хрусталя сверхъестественной прозрачности и который не боялся машинной огранки. В новый состав входили сода, поташ, сурик, кварцевый песок, смешанные в определенной пропорции. Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому во всем мире. Стразы Сваровски сверкали как настоящие бриллианты. Однако, Сваровски никогда не пытался скрыть факт иммитации, поскольку был уверен в истинной и самобытной красоте хрусталя. Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценными камнями. Бриллиантам пришлось потесниться. Мода отреагировала мгновенно. Бижутерия перестала быть дурным тоном даже при королевских дворах Европы. Спрос на хрустальные «бриллианты» от Сваровски был огромен.

Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила название Swarovski, чтобы товар, выпускаемый на рынок, не был безымянным.

За несколько лет Сваровски вместе с сыновьями довел до совершенства технологию огранки и шлифовки кристаллов. Оказалось, что во всем мире только он один знает, как добиться сверхъестественной прозрачности хрусталя. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения. Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Даже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земляка. Промышленной огранкой пробовали заниматься многие. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя.

В 1929 году компания Сваровски представила целую линию отражающих автомобильных стекол под названием Swareflex. Спустя еще какое-то время, появилась уже целая серия оптических приборов, в том числе и биноклей. И снова начались военная компания, на этот раз Вторая мировая.

К этому моменту бренд Swarovski стал известен в США, что позволило компании не сворачивать своей деятельности и продолжать работать. Видимо политика не распространяется на ювелирные украшения и, не смотря на то, что Австрия выступала на стороне Гитлера, популярность изделий этой компании все равно была велика.

Образцы своих украшений Даниель отправил в Париж и Санкт-Петербург. Модницы приняли новинки с восторгом. Спустя годы бижутерию из хрусталя включили в свои вечерние туалеты и сценические костюмы Марлен Дитрих, Майкл Джексон, Брайан Ферри, Тина Тернер. Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран и сегодня обшивают хрусталем свои платья. Во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, хитрый Сваровски умудрился наладить сбыт своей кристальной продукции в США.

В октябре 1945 года он выступил инициатором создания «промышленно-ремесленной школы повышения квалификации рабочих по стеклу, оптике, стали и металлу», зачислил первых учащихся и подготовил из них специалистов по точной оптике. Из неё в 1957 году в г. Халль было образовано профессиональное училище для оптиков, в котором сегодня обучаются специалисты почти из всех австрийских земель. Благодаря фирменной системе обучения «школа-учебная мастерская» предприятие вскоре смогло обеспечить себя собственным квалифицированным пополнением, а также обрести независимость в технологиях. С 1949 по 2000 год профессиональную учёбу по специальностям «оптика» и «точная механика» при фирме завершили 294 ученика. Многие из них позднее стали мастерами или начальниками отделов.

Старший сын Даниэля Сваровски Вильгельм увлекался астрономией, что привело его к изготовлению бинокля собственной конструкции. В 1949 году компания впервые представила бинокль, в котором применялись асферические линзы, что обеспечивало высокую и равномерную чёткость изображения и низкий уровень хроматических аберраций при больших значениях угла зрения. Бинокли отличаются очень высокой ценой.

В 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес.

В 1965 года Swarovski начала выпуск дорогих хрустальных люстр мгновенно завоевавших популярность. Они украшают такие знаменитые залы как Метрополитен Опера, Версаль, Виндзор. В 1976 году из подвесок для люстры была собрана занятная мышка, открывшая совершенно новое направление изделий фирмы. За мышкой последовали ежик, черепашка, олененок, носорог, лебедь… Со временем образовался целый зоопарк стеклянных животных. Всем им маркетологи Swarovski придали статус коллекционных. Сегодня цена на эти фигурки колеблется от 30 до 600 долларов.

В 1985 году в сотрудничестве с модным домом Cristian Dior компания Swarovski создает знаменитый эффект АВ (лат. Aurora Borealis, перевод северное сияние). Это стало новым прорывом в модной индустрии, а компания Swarovski продолжила работу над созданием новых эффектов и цветов кристаллов Swarovski. Компания продолжает сотрудничество с ведущими дизайнерами мировой индустрии моды по настоящее время. Например, в 2014 году компания создала коллекцию кристаллов с Maison Martin Margiela, а в 2015 году - с Jean-Paul Gaultier.

С 2012 года компания Swarovski начала производство кристаллов нового поколения Advanced Crystal, в которых не содержится оксида свинца (содержание в некоторых кристаллах не превышает 0,009%) - элемента, который традиционно использовался в хрустале и кристаллах для придания им блеска и прозрачности. Поскольку оксид свинца является крайне ядовитым и опасным элементом, то задача компании Swarovski была добиться новой химической формулы, исключающей наличие оксида свинца, но сохраняющей потребительские качества кристаллов. Этого удалось добиться в 2012 году. И с этого времени кристаллы Swarovski являются экологически безопасными.

В 2014 году были выпущены новые кристаллы (стразы) Swarovski с огранкой Xirius, обладающей 17 гранями. Эта огранка придает кристаллам больше сияния, глубины и блеска.


Чудесные туфли Taccetti, словно обсыпанные звёздной пылью, смотрелись роскошно и благородно…… Да, сегодня имитация под драгоценные камни весьма актуальна. Мы хотим выделиться из общей массы людей, пытаемся себя украшать. Желание нравиться себе и окружающим заставляет нас что-то придумывать … Стразы нам в этом помогут. Стразами вы подчеркнёте свою индивидуальность и неповторимость. Сегодня стразы имитируют под бриллианты, изумруды, сапфиры, топазы, аметисты. Их применяют не только в бижутерии, но и в одежде, обуви, аксессуарах, в интерьере, в автомобиле. Украсить можно любую вещь, и она будет неповторима, а если украсить стразами Сваровски – это будет ещё и роскошно.Почти в каждом показе Высокой моды принимают участие ювелирные изделия компании Сваровски.





А когда появились эти украшения? В ХVIII веке австрийский ювелир Георг Фредерик Штрасс получил стекло с высоким содержанием свинца (свинцовый хрусталь) и заметил, что оно световым отражением и блеском напоминает бриллианты. Он задумался, и решил – …а что, если?... Да, он решил его использовать в бижутерии, но не как стекло, а как бриллиант. В конце концов подделки были обнаружены,и Штрасс вошёл в историю не как изобретатель, а как авантюрист. А поддельные бриллианты стали называть стразами.


Иная судьба была у другого изобретателя и искусного огранщика хрусталя – Даниеля Сваровски.


Даниель Сваровски родился 24 октября 1862 года в Георгентале в Северной Богемии. Его отец, имел свою мастерскую. А Даниель не только помогал своему отцу в его кропотливом труде, перенимая мастерство и приобретая навыки, но и уделял время игре на скрипке. Даниель оказался одарённым скрипачом. В то время он больше мечтал о признании на музыкальном поприще. И поэтому, покинув свою родину, уехал во Францию, чтобы претворить свою мечту в реальность. Однако вскоре понял, что одних амбиций недостаточно – таких как он много, и завоевать громкую славу скрипача вряд ли ему удастся. Он начал изучать инженерное дело. Однажды, посетив Всемирную электротехническую выставку, задумался – хорошо бы изобрести электрический шлифовальный станок. И что же? Оказалось, что уроки в мастерской отца не прошли бесследно. В 1891 году ему удалось изобрести такой станок. Теперь он мог работать на нём, выполняя огранку кристаллов во много раз быстрее своих конкурентов. Однако, как быть с электроэнергией. Даниель был не только способным инженером, но и отличным предпринимателем. В 1895 году он узнал, что его предприятие надо обосновать в Тирольских горах, где можно воспользоваться гидроэлектростанцией.


С тех пор уже пять поколений Сваровски продолжают работать и создают уникальные по красоте и качеству изделия, которые представляются в огромном ассортименте: ювелирные украшения, бижутерия, изделия из ткани, подвески для люстр, сувениры, статуэтки, а также инструменты для шлифовки, оптические приборы и многие другие изделия. Даниель Сваровски сам изобрёл аппарат, шлифующий стразы, которые затем пришиваются на ткань. Изделия получаются уникальные. На долю Сваровски приходится 80% производимых во всём мире стразов. В 1900 году его бренд получил название, которое носит и до сих пор – Сваровски.



А спрос на хрустальные «бриллианты» оказался огромный. Свои первые образцы ювелирных украшений Сваровски отправил в Париж и в Санкт-Петербург. Модницы приняли их с восторгом, ведь у всех есть желание украсить себя драгоценностями, но не у всех есть одинаковые возможности. С тех пор бижутерия украшает женщин «драгоценными» камнями.


Красота и огранка кристаллов такова, что неопытный взгляд не может их отличить от бриллиантов. В 50-х годах прошлого века внук Даниеля Сваровски – Манфред разработал технологию изготовления разноцветных кристаллов. И с тех пор компания выпускает разнообразные по размерам, огранке, цвету и форме стразы. Украсить вещь стразами – это кропотливая ручная работа. Но стразы Сваровски – это совершенство. Поэтому покупая вещь со стразами Сваровски можно быть уверенными, что они будут сверкать и не потемнеют, не отслоятся от основы, и ваша вещь долго и долго будет приносить вам радость и удовольствие.



Кристаллы Сваровски известны всему миру, многие бренды используют их в своих изделиях. Первыми вывели на подиум модели со стразами Коко Шанель и Эльза Скиапарелли. А сегодня почти у каждого дизайнера есть в коллекции одежда, расшитая стразами: Chanel, Dior, Armani и многие другие. На последнем показе моды в Милане – осень – зима – 2012 – 2013 мерцающие хрустальные кристаллы украсили роскошные модели Армани и Кавалли. Знаменитые итальянские фирмы Flamino Martini, Gallo декорируют свои светильники и люстры хрустальными кристаллами Сваровски. Королева эпатажа также не обходится без «бриллиантов».




Многие звёзды Голливуда и королевы подиума имеют в своём гардеробе одежду, украшенную хрустальными кристаллами. Бижутерию и наряды с кристаллами Сваровски носили , Мерилин Монро, Тина Тёрнер. На праздновании 45-летнего юбилея Джона Кеннеди Монро надела длинное платье из прозрачного маркизета, сплошь расшитого кристаллами. Когда в вечерних сумерках вспыхнули прожекторы, ткань «растворилась», а её тело оказалось окутано бриллиантовым сиянием. Сверкающие кристаллы были кристаллами Сваровски.


В 1976 году компания «Сваровски» открыла новую линию под названием «Серебряный кристалл». Из нескольких подвесок для люстры сделали маленькую хрустальную мышку. Мышка получилась такая прехорошенькая, что через некоторое время появились черепашки, ёжики, олени, лебеди и другие зверушки и птички. Многие почитатели роскошных кристаллов Сваровски начали коллекционировать таких зверушек. К этому компания отнеслась чрезвычайно серьёзно. Специально для коллекционеров изготавливаются фигурки, эскизы которых и даже инструменты, с помощью которых они были изготовлены, затем уничтожаются. Ведь они должны быть только в малом количестве, на то они и коллекционные. В компании организован клуб коллекционеров, которым и делают эти милые фигурки. Да, маркетинговый отдел компании над этим поработал серьёзно.




А знаете, сколько человек в клубе коллекционеров? – более чем полмиллиона. И всем им раз в год компания преподносит такие фигурки.


Об этой уникальной компании повествование будет неполным, если не рассказать, какой музей создан в 1995 году к её столетию. Музей называется «Хрустальный мир». В Тироле, недалеко от Инсбрука, в подземной пещере, состоящей из лабиринтов и нескольких комнат, связанных лестницами и коридорами, располагаются уникальные экспонаты из коллекции Сваровски. Охраняет эту пещеру в свете прожекторов огромный великан с горящими глазами, у которого из открытого рта низвергается водопад. Свет преломляется в каплях воды, и, кажется, что водопад тоже сделан из кристаллов, которые играют всеми цветами радуги. В музее можно увидеть кристаллы, занесённые в Книгу рекордов Гиннесса: самый огромный кристалл диаметром в 40см, весом в 62 кг и самый маленький, который легче увидеть под микроскопом, диаметром 0,8 мм.
Потрясающее зрелище стеклянного неба, на котором мерцают звёзды. А треугольные зеркала в одном из залов, которых около 600, создают иллюзию, будто находишься внутри кристалла, а вокруг стеклянная бездна.

Swarovski AG — австрийская компания, специализирующаяся на производстве украшений из стекла (хрусталя) и огранке синтетических и природных драгоценных камней. Известна как производитель стразов под брендом «Кристаллы Swarovski».

«Кристаллы» производятся компанией Swarovski AG Feldmeilen, близ Цюриха, Швейцария. Группа Swarovski также включает в себя Tyrolit (производство абразивных и режущих материалов), Swareflex (рефлексивные и люминесцентные дорожные маркировки), Signity (производство синтетических драгоценных камней) и Optik (оптические инструменты).

Компания управляет кристаллическим технопарком «Кристаллические миры Swarovski» на своем эксклюзивном участке Ваттенс (близ Инсбрука, Австрия).

Основатель компании Даниель Сваровски

Даниель Сваровски - это человек, который сумел привить любовь высшего света к хрустальным кристаллам, имитирующим бриллианты. При этом в отличие от своего предшественника - Жоржа Фредерика Страсса - Сваровски никогда не скрывал, что его изделия выполняются из хрусталя, и являются лишь имитацией бриллиантов.

В 1892 году Даниель Сваровски изобрел автоматическую ограночную машину. В 1895 году им была основана компания Swarovski, и его машину впервые установили на ограночную фабрику в Ваттенс — здесь он мог использовать в своих интересах местную гидроэлектростанцию для энергоёмких процессов размола и переработки хрусталя.

Все скульптуры из кристаллов Swarovski отмечены фирменной эмблемой. Изначально это был цветок эдельвейса, но в 1988 году он был заменен на изображение лебедя.

Как всё начиналось?

А начиналось все в далекой Северной Богемии. Даниель Сваровски появился на свет 24 октября 1862 года в небольшой деревне Георгенталь, которая находилась в Северной Богемии. Надо сказать, это место было как нельзя кстати для рождения будущего мастера по хрусталю, так как Северная Богемия славилась своими мастерами в этом деле. В семье Даниеля тоже занимались обработкой стекла. Его отец был владельцем небольшой мастерской. Семейный бизнес позволял Сваровски существовать, хотя и не баловал их излишней роскошью. Сам Даниель при этом, конечно, помогал отцу по работе, но грезил мальчик о музыке. Он мечтал стать скрипачом. Со скрипкой, увы, не сложилось. А Даниель отправился в Париж получать образование. Там-то и произошло важное событие, которое изменило жизнь будущего мастера по хрусталю. Сваровски попал на Всемирную выставку электричества, на которой познакомился с большим количеством современных технологий и достижений науки. Больше всего его внимание привлекла возможность использовать электрический ток для шлифования стекла. Все-таки, сказывалось детство, проведенное за этой работой.

Шли годы. Почти через 10 лет после выставки, в 1891 году Сваровски разработал первую в мире машину для электрической шлифовки стекла . Она тут же была запатентована молодым изобретателем. В этот момент Даниель понял, что следует попробовать себя на ниве предпринимательства. Впрочем, возвращаться в свою родную деревушку Сваровски не стал. Возможно, он посчитал, что в ней работает слишком большое количество мастеров, которые могут составить ему конкуренцию. Как бы то ни было, но Даниель отправился в деревушку Ваттенс, располагавшуюся рядом с Тиролем (Австрия), здесь он мог использовать в своих интересах местную гидроэлектростанцию для энергоёмких процессов размола и переработки хрусталя.

Первая фабрика Swarovski была основана деревушке Ваттенс в 1895 году.

Изначально у компании было название «D.S. & Co» , что означает «Даниель Сваровски и компания». Это по одной версии. Есть и другая, согласно которой компания была основана Даниелем вместе с партнером из Франции, и имя этого партнера шло первым. Возможно, так и было, но подтверждений этому факту не так много.

Итак, с 1895 года компания Сваровски начинает выпуск кристаллов, которые имитируют внешний вид драгоценных камней. При этом, конечно, детища Сваровски отличаются от тех же бриллиантов гораздо более демократичной ценой, за счет которой стразы компании могут позволить себе многие люди.Вскоре после выпуска спрос на стразы Swarovski стал резко расти. Они стали модными аксессуарами. К началу XX века компания была просто завалена заказами и начала называться просто Swarovski. То, что когда-то было подделкой и выпускалось Страссом, в руках Сваровски стало новым модным трендом. Благо Даниель Сваровски с самого начала не скрывал, что его детища не являются бриллиантами.

Становление легенды

Повышенный спрос на продукцию привел к расширению компании. Сваровски нанял дополнительно 200 новых работников. Его продукция пользовалась спросом во всей Европе. Элита Парижа и Санкт-Петербурга достаточно быстро полюбила хрустальные украшения от Swarovski. При этом их могли приобретать и не самые богатые люди, так как цены на украшения были не столь велики, как на настоящие бриллианты.

Достаточно быстро к работе в компании подключилось три сына Даниеля, что сделало его предприятие поистине семейным. Вместе со своими сыновьями Сваровски проводил много времени в работе, пытаясь создать абсолютно новую технику изготовления хрусталя (надо сказать, что в итоге результат был достигнут). Затем наступила Первая мировая война. Ювелирная продукция стала терять спрос по всей Европе, а до американского рынка Swarovski тогда еще не добралась. Именно тогда было открыто дочернее предприятие компании под названием Tyrolit, деятельностью которого стало производство различных материалов для точильных и гранильных станков. Кстати, данная компания существует и по сей день.

В начале 1920-х годов ситуация уже нормализовалась и компания занималась в первую очередь производством хрусталя . Уже по новой технологии. Творения Сваровски отличались от всего остального, что предлагалась в мире. Конкуренты терпели крах, пока компания Даниеля набирала популярность. Мир моды стал особенно активно жаловать Swarovski, когда на компанию обратила внимание знаменитая Коко Шанель, использующая стразы австрийцев в своих нарядах.

Работы Сваровски превосходили конкурентов во многом благодаря ряду патентов и секретной формуле, которую не разгадали до сих пор , и которая является ключевым фактором успеха продукции компании. Стразы Swarovski отличаются от конкурентов в первую очередь тем, что они заметно ярче блистают и на деле трудноотличимы от бриллиантов. Многие полагают, что это стало возможным за счет того, что в них содержится большое количество свинца. Но это не единственный параметр. Так, не стоит забывать про специальную огранку хрусталя, которой в Swarovski владеют как нигде в мире.

Впрочем, не стоит думать, что компания сосредоточена только лишь на предметах роскоши. Так, в 1929 году появился бренд Swareflex, под которым выходили специальные стекла-отражатели для автомобилей. Прошло немного времени, и у компании появился свой бренд для целого ряда оптических приборов, среди которых были и бинокли.

А затем началась Вторая мировая война.

Точных сведений о том, что было с компанией в это время нет. Но ее деятельность не прекращалась, так как Swarovski открыла для себя новый рынок сбыта - США. Совершенно непонятно, каким образом компания сумела организовать сбыт на территории США. Ведь это была австрийская компания. Компания страны, ведущей войны на стороне Гитлера.

Война закончилась, жизнь потихоньку стабилизировалась. Спрос на роскошную продукцию стал восстанавливаться. К тому времени Swarovski отличалась тем, что занималась выпуском не только массовой продукции, но и по-настоящему индивидуальных изделий. А в 1956 году умер Даниель Сваровски. Впрочем семейный бизнес был поставлен настолько хорошо, что эта потеря не помешала дальнейшему развитию компании.

Одним из самых значимых для нее событий стало изобретение Манфредом Сваровски (это уже был внук Даниеля) технологии, которая позволяла создавать цветные кристаллы. До Swarovski этого не делал никто. Так что это была своего рода революция. Причем революция, которая быстро нашла отклик у общества. Разноцветные изделия, основанные на технологии Манфреда Сваровски, достаточно быстро стали пользоваться спросом у состоятельных людей.

Шло время. Ассортимент компании продолжал пополняться. Хрусталь для люстр стал новым направлением Swarovski, о котором сегодня мало кто знает. Наконец, в компании стали производить коллекционные сувениры. Их выпуск начался в 1976 году. Первой фигуркой стала хрустальная мышка. Изделия не просто пользовались спросом. Уже скоро вокруг них был сформирован клуб коллекционеров Swarovski. По некоторым данным в этот клуб входит порядка 500 тысяч человек по всему миру.

Все скульптуры из кристаллов Swarovski отмечены фирменной эмблемой. Изначально это был цветок эдельвейса, но в 1988 году он был заменен на изображение лебедя.

Swarovski сегодня

В чем секрет уникальной продукции Swarovski? Уже многие годы другие компании пытаются раскрыть его, но все безуспешно. Возможно, у них никогда и не получится, если учесть то, с какой тщательностью свои тайны хранят в самой компании. Тем не менее, на сегодняшний день уже стали известны некоторые секреты Swarovski. В частности, известно, почему кристаллы компании так блестят. Причиной тому стало содержание окиси свинца. Примерно 32%. Конечно, оно есть и в обычных стразах. Правда, в несколько меньших количествах. Если быть точнее, то не более 24%. Наконец, никто не отменял уникальную шлифовку изделий Swarovski.

Производство уникальной продукции Swarovski - это тайна. И сотрудники компании это прекрасно понимают. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после изготовления той или иной продукции Swarovski создатели уничтожают документацию по ней. Чтобы не повторить какую-то уникальную модель, рассчитанную на коллекционную серию. Все инструменты, используемые при огранке - это детище рук самой компании Swarovski. Так уж повелось с момента ее основания.

C 2007 года компоненты Swarovski выпускаются под маркой CRYSTALLIZED ™ - Swarovski elements

Чтобы создать компоненты с необычными световыми эффектами, Swarovski покрывает некоторые из своих кристаллов специальными покрытиями. «Северное сияние Авроры», или «AB», является одним из самых популярных покрытий, и обеспечивает появление на поверхности кристалла радужных отблесков. Другие покрытия имитируют металлы — Aurum, Silver. Есть непрозрачные покрытия — семейство цветовых эффектов Jet. Существует ряд кристаллов с пониженной прозрачностью материала — семейство цветовых эффектов Alabaster.

Недавняя новинка компании — выпуск в 2004 году нового поколения кристаллов, с новым видом огранки и обработки — XILION Rose. Количество граней увеличено до 16. Особенностью огранки XILION Rose является чередование граней разного размера, которые обеспечивают равномерное распределение отраженных световых потоков и, соответственно, хорошую светоотражающую способность кристалла. Также было улучшено качество алюминиевого напыления для покрытия дна камня — улучшилась структура слоев, чистота цвета и однородность получившейся пленки.

В 2007 году Swarovski совместно с производителем электроники Philips выпустили серию бытовой электроники «Активных кристаллов». Серия «Активных кристаллов» включает в себя четыре USB-флеш накопителя и четыре пары наушников, все предметы серии инкрустированы кристаллами Swarovski

К своему столетию компанией был открыт уникальный музей Swarovski. По сути дела, это самая настоящая хрустальная пещера, по которой сегодня проходят экскурсии. Главной достопримечательностью музея, если так можно сказать (а там все является настоящей достопримечательностью) является самый большой кристалл Swarovski. Его вес составляет порядка 62 килограмм, в то время как диаметр целых 40 сантиметров (кстати, на сегодняшний день этот кристалл входит в Книгу рекордов Гиннеса, так как является самым большим в мире кристаллом). В 2004 году Swarovski создала еще больший кристалл в 274 см в диаметре и весом почти в 250 кг, превышающий размерами звезду на рождественской ёлке Центра Рокфеллера в Нью-Йорке.Кроме того, в музее находится и самый маленький кристалл - всего 0,8 миллиметра в диаметре!

Swarovski Crystal

Товарный знак Swarovski Crystal в России известен как «Кристаллы Swarovski», однако точнее было бы перевести «хрусталь Swarovski», так как речь идёт именно про изделия из хрусталя, а хрусталь, как и всякое стекло, не имеет регулярной кристаллической решетки.

Swarovski Crystal производит стразы из оптического хрусталя, содержащего большое (до 35 %) количество окиси свинца, что обеспечивает высокий показатель преломления. Также некоторые стразы изготавливаются из фианита (кристаллический оксид циркония).

Компания Swarovski производит из хрусталя скульптуры и миниатюры, украшения, бижутерию, одежду, люстры и прочие домашние аксессуары. Отдельной строкой стоят компоненты Swarovski: кристаллы (стразы), подвески, бусины и многое другое, используемое другими мастерами, дизайнерами, художниками.

C 2007 года компоненты Swarovski выпускаются под маркой CRYSTALLIZED Swarovski elements.

В 2010 году для большей узнаваемости и поддержки продаж бренд CRYSTALLIZED изменен на SWAROVSKI ELEMENTS.

Чтобы создать компоненты с необычными световыми эффектами, Swarovski наносит на некоторые из своих кристаллов специальные покрытия, такие как «Северное сияние Авроры», или «AB» (обеспечивает появление на поверхности «кристалла» радужных отблесков), Aurum, Silver (имитируют металлы). Есть непрозрачные покрытия — семейство цветовых эффектов Jet. Существует ряд «кристаллов» с пониженной прозрачностью материала — семейство цветовых эффектов Alabaster.

В 2004 году были выпущены кристаллы с новым видом огранки и обработки — XILION Rose. Количество граней увеличено до 14. Особенностью огранки XILION Rose является чередование граней разного размера, которые обеспечивают равномерное распределение отраженных световых потоков и, соответственно, хорошую светоотражающую способность «кристалла». Также было улучшено качество алюминиевого напыления для покрытия дна страза — улучшилась структура слоев, чистота цвета и однородность получившейся пленки.

В 2004 году Swarovski создала «кристалл» в 274 см в диаметре и весом почти в 250 кг, превышающий размерами звезду на рождественской ёлке Центра Рокфеллера в Нью-Йорке.

Swarovski Gems

Помимо огранки хрусталя для бижутерии, компания занимается высокоточной огранкой синтетических и природных камней для ювелирной промышленности. Площадки камней маркируются лазерной подписью Swarovski. Ассортимент природных камней включает в себя: сапфир, аметист, цитрин, топаз и др.

Ассортимент искусственно выращенных камней включает: фианит (циркон, также неверный перевод с англ. как «кубик циркония»), шпинель, корунд, альпинит.

Active-Crystals

В 2007 году Swarovski совместно с производителем электроники Philips выпустили серию бытовой электроники «Активных кристаллов». Серия «Активных кристаллов» включает в себя четыре USB-флеш накопителя и четыре пары наушников, все предметы серии инкрустированы кристаллами Swarovski.

Сваровски-оптик

Старший сын Даниэля Сваровски Вильгельм увлекался астрономией, что привело его к изготовлению бинокля собственной конструкции. В 1949 году компания впервые представила бинокль, в котором применялись асферические линзы, что обеспечивало высокую и равномерную чёткость изображения и низкий уровень хроматических аберраций при больших значениях угла зрения. Бинокли отличаются очень высокой ценой.

Сегодня компания выпускает примерно 80% всех камней, которые используются в качественной бижутерии. Штаб-квартира Swarovski по-прежнему располагается в маленькой австрийской деревушке Ваттенс. Несмотря на то, что численность рабочих компании на 2007 год составляла целых 22,5 тысячи человек. Как это ни странно, но Swarovski и по сей день остается частной компанией, которой управляет семья Даниеля. Ни о каком преобразовании в публичную компанию здесь даже не думают.

Swarovski - это компания, которая обладает на сегодняшний день просто отличным имиджем. Владеть продукцией от Swarovski, как и в прошлые годы просто престижно. При этом компания не гнушается рекламой. Так, в свое время бренд активно рекламировался в фильме «The Phantom of the Opera». Там даже был показан магазин компании (да, сегодня у Swarovski есть своя сеть магазинов). В главных сценах фильма огромная люстра, висящая под потолком, была полностью изготовлена из компонентов Swarovski. Что ждет компанию в будущем? Сложно сказать. Но учитывая ее сегодняшний вес на мировой арене можно смело утверждать, что будущее у Swarovski есть. И мы увидим еще немало уникальных продуктов от этой компании.

April 24th, 2013

Загадочную личность Сваровски трудно понять. О нем можно сказать по-разному. Например, можно счесть его криминальным деятелем, мошенником и имитатором в духе знаменитого Жоржа Фредерика Страсса. Ювелир Страсс жил в просвещенном восемнадцатом веке и успешно подделывал драгоценные камни. Стразы - искусственные камушки, призванные имитировать натуральные, - были так названы именно в его честь. Но история знает его только как одинокого авантюриста. В отличие от владельца огромной фабрики, инженера, преуспевающего и законопослушного бизнесмена Сваровски.

Есть и иной взгляд на Сваровски: эстет, неудавшийся скрипач, романтик. Им двигало желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твое собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель. Разве не может искусственный свет быть ярче природного, а поддельный бриллиант - затмить собой настоящий?

Было бы любопытно узнать, что думал обо всем этом сам Сваровски, глубоко верующий католик и мастер своего дела.

Кем же был этот человек-легенда Даниэль Сваровски (Daniel Swarovski ) родоначальник всемирно известной компании? Наверное мы уже этого никогда не узнаем — настолько много существует сейчас различных легенд, да и самой компании выгодно поддерживать сказку о никому неизвестной Золушке, надевшей хрустальные башмачки и ставшей принцессой.

Даниель Сваровски родился в 1862 году на севере Австро-Венгерской империи, в горах Богемии. Знаменитое богемское стекло, которым славится этот край, здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. В те времена в доме каждого уважающего себя богемца работала стекольная мастерская. Не был исключением и отец Даниеля, но особым размахом его предприятие явно не отличалось. Из стекла он изготавливал бижутерию, заколки для волос и прочие аксессуары для домашних нужд и розничной торговли.

Сваровски-младший несколько лет трудился в семейном бизнесе, в свободное время играл на скрипке, а потом заскучал в тесной для его размахов богемской деревушке. Он решил, что большие дела делаются в больших городах, и Париж вполне бы подошел ему. Туда он и отправился изучать химию, физику, механику и другие необходимые для инженера науки. Изучив их, поехал на Всемирную электротехническую выставку. Там, среди таинственных механизмов и не менее таинственных господ-изобретателей, он задумался: нельзя ли приспособить электрический ток для шлифовки стекла? Оказалось, что можно. В 1891 году после долгих раздумий и вычислений он смастерил первый в мире электрический шлифовальный станок.

-
Эта машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в большом количестве и высоком качестве. Публика пока еще не сообразила, что, собственно, произошло. Чтобы оповестить ее об этом, Сваровски нужно было открыть массовое производство. Иначе говоря, выйти на рынок. Тут Даниель схитрил. Решив не конкурировать с богемскими умельцами, он перебрался в Австрию и там, в тирольском местечке Ваттенс, где проживало на тот момент всего 744 человека, стал штамповать хрусталь, имитирующий драгоценные камни.

Свой бизнес Сваровски считал законным, и потому сам факт имитации не скрывал. Его хрусталь выглядел так же, как бриллианты, а значит, мог выполнять ту же социальную функцию. Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценностями. Говорят, что настоящий, природный бриллиант сам выбирает, на чьем пальце ему красоваться. Но время элитарности стремительно проходило, и теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене элегантную хрустальную штучку, не будучи заподозрен в растрате.

Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила название Swarovski, чтобы товар, выпускаемый на рынок, не был безымянным.

За несколько лет Сваровски вместе с сыновьями довел до совершенства технологию огранки и шлифовки кристаллов. Оказалось, что во всем мире только он один знает, как добиться сверхъестественной прозрачности хрусталя. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения. Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Даже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земляка. Промышленной огранкой пробовали заниматься многие. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя.

Образцы своих украшений Даниель отправил в Париж и Санкт-Петербург. Модницы приняли новинки с восторгом. Спустя годы бижутерию из хрусталя включили в свои вечерние туалеты и сценические костюмы Марлен Дитрих, Майкл Джексон, Брайан Ферри, Тина Тернер. Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран и сегодня обшивают хрусталем свои платья. Во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, хитрый Сваровски умудрился наладить сбыт своей кристальной продукции в США.

В октябре 1945 года он выступил инициатором создания «промышленно-ремесленной школы повышения квалификации рабочих по стеклу, оптике, стали и металлу», зачислил первых учащихся и подготовил из них специалистов по точной оптике. Из неё в 1957 году в г. Халль было образовано профессиональное училище для оптиков, в котором сегодня обучаются специалисты почти из всех австрийских земель. Благодаря фирменной системе обучения «школа-учебная мастерская» предприятие вскоре смогло обеспечить себя собственным квалифицированным пополнением, а также обрести независимость в технологиях. С 1949 по 2000 год профессиональную учёбу по специальностям «оптика» и «точная механика» при фирме завершили 294 ученика. Многие из них позднее стали мастерами или начальниками отделов.

За первым биноклем серии Habicht («Ястреб») 6х30 модели 1949 года последовал целый ряд оптических изделий, которые вывели фирму Swarovski optik KG в лидеры на рынке. Призменный полевой бинокль «Ястреб» 7х42 с 1949 года и по сегодняшний день является стандартом для современной охоты. В представленной в 1967 году зрительной трубе 30х75 впервые была применена оригинальная оборачивающая система. В 1971 году мировой рынок завоевало первое поколение биноклей с резиновыми защитными накладками.

Однако руководству Swarovski optik KG тоже не раз приходилось принимать трудные решения. После выхода из бизнеса по производству очков и изделий для военных нужд в конце 80-х годов наметилось направление по производству оптической увеличительной техники. При этом фирма «Сваровски» решила стать единственным предприятием в мире по производству всей палитры оптических изделий: биноклей, телескопов, электронных оптических приборов, специального обрабатывающего оборудования, оптических прицелов, компонентов оптики и точной механики. Несмотря на застой на мировом рынке с 1990 года объёмы продаж продукции «Сваровски» увеличились вдвое.

После урегулирования ассортимента продукции фирма «Сваровски» стала осваивать всё новые и новые рынки, причём не только в географическом плане. Самым важным этапом роста стал выход на американский рынок, где очень мощно представлено движение наблюдателей за птицами. Сегодня наблюдение за птицами, наряду с охотой, отдыхом на природе и промышленным сектором, является важнейшим сегментом рынка.

В 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес. Ровно через двадцать лет его наследники открыли новую линию производства под названием Silver Crystal.

В 1965 года Сваровски начал выпуск дорогих хрустальных люстр мгновенно завоевавших популярность. Они украшают такие знаменитые залы как Метрополитен Опера, Версаль, Виндзор. В 1976 году из подвесок для люстры была собрана занятная мышка, открывшая совершенно новое направление изделий фирмы. За мышкой последовали ежик, черепашка, олененок, носорог, лебедь… Со временем образовался целый зоопарк стеклянных животных. Всем им маркетологи Swarovski придали статус коллекционных. Сегодня цена на эти фигурки колеблется от 30 до 600 долларов.

Вскоре был создан клуб коллекционеров изделий от Сваровски, в котором состоят около полумиллиона человек со всего мира. Каждому коллекционеру клуба раз в год дизайнеры преподносят фигурку, сделанную по специальным эскизам. Настолько специальным, что и эскизы, и все инструменты, использованные для производства фигурок, безжалостно уничтожаются. Такая строгая конспирация вполне объяснима. Ведь секрет хрусталя Сваровски - главный капитал этой почтенной фирмы.

И ни кризисы и не две Мировые войны не помешали Сваровски выпускать свою продукцию. Во время Второй Мировой войны Австрия воевала на стороне Германии, товары же Сваровски свободно продавались в Америке.

Мало кто знает, что Сваровски в середине прошлого века приобрел в СССР лицензию на создание фианита и с 1967 года занимается его огранкой. Фионит является искусственным заменителем алмаза не уступающим ему по характеристикам. Его часто называют цирконием, хотя циркон это натуральный камень, а цирконий это металл.

Но изделия от Сваровски никто не прячет от мира. Напротив, вокруг них создается культ. Апофеоз этого культа - музей Сваровски, место поклонения хрусталю. Музей был создан к столетнему юбилею фирмы в 1995 году. Он представляет собой огромную подземную пещеру и находится примерно в часе езды от столицы Тироля - Инсбрука. Такая пещера вполне бы сгодилась в качестве жилища гномов. Она представляет собой лабиринт из семи комнат, соединенных лестницами и узкими коридорами. Вход в пещеру охраняет вросший в холм великан с горящими глазами. Изо рта его низвергается водопад. В свете прожекторов кажется, что вода тоже сделана из хрусталя. Под землю ведет стеклянный тоннель. На стенах выгравированы строки Шекспира, Лорки, Гете, в которых есть слово «crystal» - хрусталь.

Среди экспонатов музея - самый маленький и самый большой из хрустальных кристаллов Сваровски, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса. Вес гиганта - 310000 карат (примерно 62 килограмма), диаметр - 40 сантиметров. Сто граней кристалла отливают то россыпью гранатовых огоньков, то холодным серебряным блеском, просвечивающим сквозь темноту. Самый маленький кристалл можно увидеть только в микроскоп. Его диаметр всего 0,8 миллиметра. Также здесь можно увидеть «текучие» часы Сальвадора Дали, сделанные из хрусталя, убранство коня индийского магараджи, хрустальную стену высотой одиннадцать метров. В следующий зал ведет дорожка шириной метр, длиной 10 метров. Эта дорожка постоянно меняет цвет, как детский калейдоскоп. В трехмерном пространстве стеклянного неба мерцают ночные звезды. Земля покрывается голубым светом океанов, появляются материки. Ускоренная в миллионы раз эволюция населяет океаны рыбами, рев ящеров сменяется пением птиц… На секунду ослепнув от света, обнаруживаешь себя как бы внутри кристалла. 590 треугольных зеркал создают эту иллюзию, и не верится, что высота хрустального потолка всего пять метров. Сверху, снизу и сбоку чудятся стеклянные бездны. Меняется цветовая палитра, меняются ощущения. Кажется, что голоса, отражаясь от стен, сплетаются в нескончаемый аккорд. Бывший скрипач Сваровски требовал от своих подчиненных, чтобы в хрустале была слышна музыка. Музыка хрусталя.

Музей Сваровски

Сваровски занимается обработкой и огранкой не только искуственных камней, но и натуральных, таких как сапфиры, рубины, гранаты, аметисты, топазы и некоторые другие полудрагоценные камни. Но как ни странно компания не занимается огранкой драгоценных камней большого размера.

Каждый год Сваровски выпускает около 20 миллиардов кристаллов, что составляет около 80% мирового рынка. Кроме этого она производит осветительную аппаратуру, шлифовальные и абразивные инструменты, бинокли, телескопы и светоотражатели для дорог, а в последнее время даже парфюмерную воду, неотступно следуя своему лозунгу – » Постоянное стремление к совершенству «.

Парадоксально, но в этом музее нечасто задумываешься об основателе фирмы. Все внимание сосредоточено на вибрациях звука и света, на атмосфере, которую создают хрустальные отражения. Подобный эффект достигается в стереокинотеатрах, где ты чувствуешь себя зрителем и одновременно героем фильма. Или во время интерактивной игры. Что и говорить, острые ощущения.

За годы существования компьютера человек привык к путешествиям по виртуальным мирам. Сам факт попадания в другую реальность уже не смущает. Мы редко задумываемся о том, как соотносится вторая реальность с первой. О тех, кто навевает сны и создает иллюзии. В отличие от большинства из нас, Даниель Сваровски, родившийся в докомпьютерную эпоху, понимал, что гораздо интересней быть мастером иллюзий, чем их потребителем.

Можно говорить о Сваровски как о предвестнике китча. Можно как о человеке, вписавшем в промышленную революцию европейский фольклор, поставившем его на конвейер. Об основателе семейного бизнеса. Об инженере-оптике. О чехе, ставшем тирольцем… Но это был честный имитатор с загадочной системой материальных ценностей, благодаря которым он стал известным и оригинальным персонажем и своего, и нашего времени.

Сваровски - эстет, неудавшийся скрипач, романтик. А двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твоё собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель. В имитации, кстати, присутствует довольно сильный богоборческий момент: разве не соблазнительно сделать так, чтобы искусственный свет был ярче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой настоящий? Неизвестно, правда, что думал об этом сам мастер, католик, человек, глубоко верующий.

Загадочную личность Даниеля Сваровски можно квалифицировать очень и очень по-разному. Например, счесть его криминальным деятелем, мошенником и имитатором в духе знаменитого Жоржа Фредерика Страсса. Этот Страсс жил в просвещённом восемнадцатом веке и успешно подделывал драгоценные камни. Фальшивые бриллианты именно в его честь были названы "стразами". Но сам ювелир так и остался в истории авантюристом-одиночкой. В отличие от Сваровски, преуспевающего и законопослушного бизнесмена, инженера, владельца огромной фабрики.

Есть и другой подход. Сваровски - эстет, неудавшийся скрипач, романтик. А двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твоё собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель. В имитации, кстати, присутствует довольно сильный богоборческий момент: разве не соблазнительно сделать так, чтобы искусственный свет был ярче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой настоящий? Неизвестно, правда, что думал об этом сам мастер, католик, человек, глубоко верующий. Можно говорить о Сваровски как о предвестнике китча или о человеке, вписавшем в промышленную революцию европейский фольклор, поставившем его на конвейер. Об основателе семейного бизнеса. Об инженере-оптике. О чехе, ставшем тирольцем… Концепций, как видите, можно построить немало. Факты же таковы.

Даниель Сваровски родился 24 октября 1862 года на севере Австро-Венгерской империи, в горах Богемии. Этот край известен не столько "Богемской рапсодией" группы Queen, сколько знаменитым богемским стеклом, которое здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. Не знаю, как сейчас, а тогда в доме у каждого уважающего себя богемца работала стекольная мастерская. Не был исключением и отец Даниеля, но особым размахом предприятие его явно не отличалось. Из стекла он изготавливал бижутерию, заколки для волос и прочие аксессуары. Всё это для домашних нужд и розничной торговли, не больше. Сваровски-младший несколько лет трудился в семейном бизнесе, играл в свободное время на скрипке, а потом заскучал. Тесна ему стала богемская деревушка. Большие дела, решил он, делаются в больших городах. Например, в Париже.

Именно туда отправился Даниель изучать химию, физику, механику и другие необходимые для инженера науки. А изучив их, поехал на Всемирную электротехническую выставку. Там, среди таинственных механизмов и не менее таинственных господ-изобретателей, он задумался: нельзя ли приспособить электрический ток для шлифовки стекла? Оказалось, что можно. В 1891 году после долгих раздумий и прикидок он смастерил первый в мире электрический шлифовальный станок. Эта машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в солидном количестве и с отменным качеством. Публика пока ещё не сообразила, что, собственно, произошло. Чтобы оповестить её об этом, Сваровски нужно было открыть массовое производство. Иначе говоря, выйти на рынок. Тут Даниель схитрил. Решив не конкурировать с богемскими умельцами, он перебрался в Австрию и там, в тирольском местечке Ваттенс, стал штамповать хрусталь, имитирующий драгоценные камни.

Факт имитации Сваровски не скрывал, так как считал свой бизнес вполне законным. Его хрусталь выглядел так же, как бриллианты, а значит, мог выполнять ту же социальную функцию. Проще говоря, Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценными камушками. Говорят, что настоящий, природный бриллиант сам выбирает, на чьём пальце ему красоваться. Но время элитарности стремительно проходило, и теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене или интимной подруге элегантную хрустальную штучку (чем не драгоценность!), не будучи заподозрен в растрате. Поговорка "Не всё то золото, что блестит" была опровергнута. Блеск оказался важнее.

Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила название Swarovski, ведь товар на рынке не может быть безымянным. За несколько лет Сваровски вместе с образовавшимися к тому времени сыновьями довел технологию огранки и шлифовки кристаллов до совершенства. Оказалось, что во всём мире только он знает, как добиться сверхъестественной прозрачности хрусталя. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения. Да что там Венеция! Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Даже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земляка.

Промышленной огранкой пробовали заниматься многие. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя. Модницы Парижа и Санкт-Петербурга, куда Даниель отправил образцы украшений, пришли в полный восторг. Пройдут годы, и хрустальная бижутерия станет элементом вечерних нарядов Марлен Дитрих, сценических костюмов Майкла Джексона, Брайана Ферри и Тины Тёрнер. Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран и по сей день обшивают хрусталём свои платья. Во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, хитрый Сваровски умудрился наладить сбыт своей кристальной продукции в США. Долго ли, коротко ли, а в 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес. Ровно через двадцать лет его наследники открыли новую линию производства под названием Silver Crystal. Первой с этой линии сошла мышка, собранная из подвесок для люстры. За мышкой последовали ёжик, черепашка, оленёнок, носорог, лебедь… В общем, целый зоопарк из стекла. Всем им маркетологи Swarovski придали статус коллекционных. Цена на эти фигурки колеблется сейчас от 30 до 600 долларов.

Лучшие дня

Вскоре был создан и клуб коллекционеров изделий от Сваровски, в котором состоят около полумиллиона человек со всего мира. Каждому из них раз в год дизайнеры преподносят фигурку, сделанную по специальным эскизам. Настолько специальным, что все инструменты, использованные для производства фигурок, и сами эскизы безжалостно уничтожаются. Конспирация объяснима. Ведь секрет хрусталя Сваровски - главный капитал этой почтенной фирмы. Но было бы глупо не выставлять, допустим, Сезанна, опасаясь, что какие-нибудь ловкачи скопируют манеру художника и вытеснят его с рынка. Между Сезанном и Сваровски не такая уж громадная разница: хрусталь - тоже искусство. Поэтому изделия от Сваровски никто не прячет от мира. Напротив, вокруг них создаётся культ. Есть и место поклонения хрусталю, апофеоз этого культа. Я имею в виду музей Сваровски, созданный в 1995 году к столетию фирмы. Он представляет собой огромную подземную пещеру и находится примерно в часе езды от Инсбрука, столицы Тироля. Если бы тирольцы не устроили в пещере музей, здесь наверняка поселились бы местные гномы. Лабиринт из семи комнат, связанных лестницами и узкими коридорами, пришёлся бы им по вкусу.

Вход в пещеру охраняет вросший в холм великан с горящими глазами. Изо рта его низвергается водопад. В свете прожекторов кажется, что вода тоже сделана из хрусталя. Под землю ведёт стеклянный тоннель. На стенах выгравированы строки Шекспира, Лорки, Гёте, в которых есть слово "crystal" - хрусталь. Здесь выставлены самый маленький и самый большой из хрустальных кристаллов Сваровски, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса. Вес гиганта - 310000 карат (примерно 62 килограмма), диаметр - 40 сантиметров. Сто граней кристалла отливают то россыпью гранатовых огоньков, то холодным серебряным блеском, просвечивающим сквозь темноту. Самый маленький кристалл можно увидеть только в микроскоп. Его диаметр всего 0,8 миллиметра. Среди экспонатов "мягкие" часы Сальвадора Дали, сделанные из хрусталя, убранство коня индийского магараджи, хрустальная стена высотой одиннадцать метров.

В следующий зал ведёт дорожка метр в ширину, десять в длину. Она, как детский калейдоскоп, постоянно меняет цвет. В трёхмерном пространстве стеклянного неба мерцают ночные звёзды. Земля покрывается голубым светом океанов, появляются материки. Ускоренная в миллионы раз эволюция населяет океаны рыбами, рёв ящеров сменяется пением птиц… На секунду ослепнув от света, обнаруживаешь себя как бы внутри кристалла. 590 треугольных зеркал создают эту иллюзию, и не верится, что высота хрустального потолка всего пять метров. Сверху, снизу и сбоку чудятся стеклянные бездны. Меняется цветовая палитра, меняются ощущения. Кажется, что голоса, отражаясь от стен, сплетаются в нескончаемый аккорд. Кстати, бывший скрипач Сваровски требовал от своих подчинённых, чтобы в хрустале была слышна музыка. Музыка хрусталя. Парадоксально, но в этом музее нечасто задумываешься об основателе фирмы. Всё внимание сосредоточено на вибрациях звука и света, на атмосфере, которую создают хрустальные отражения. Подобный эффект достигается в стереокинотеатрах, где ты чувствуешь себя зрителем и одновременно героем фильма. Или во время интерактивной игры. Что и говорить, острые ощущения.

За годы существования компьютера мы успели привыкнуть к путешествиям по виртуальным мирам. Сам факт попадания в другую реальность нас уже не смущает. Мы редко задумываемся о том, как соотносится вторая реальность с первой. О том, кто навевает нам сны и создаёт иллюзии. В отличие от большинства из нас, Даниель Сваровски, родившийся в докомпьютерную эпоху, понимал, что гораздо интересней быть мастером иллюзий, чем их потребителем.

Лучшие статьи по теме