SuperJunior - Дети и Родители
  • Главная
  • Рукоделие
  • «Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников. Конспект НОД Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвет, форма, величи

«Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников. Конспект НОД Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвет, форма, величи

«ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЙСТВАХ И ОТНОШЕНИЯХ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Самара 2014 г.

Введение………………………………………………………………………….3

1.Проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников в научно методической литературе……………………….…4

2.Разработка конспекта образовательной деятельности для формирования первичных представлений у дошкольников о свойствах и отношениях объектов окружающего мира…………………………………………………..5

Заключение………………………………………………………………...........12

Список использованных источников………………………………………….13

Введение

Вопрос формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников был актуален всегда. Наше непростое время требует от детей уже в дошкольном возрасте большое количество знаний, а развитие дошкольников в игровой деятельности еще никто не отменял. Поэтому важно построить образовательную деятельность так, чтобы дети получали максимальное количество знаний об окружающем мире во время игры. Ведь когда они пойдут в школу эти знания им очень пригодятся. А всем известно, что самый большой объем информации в ребенка можно вложить в возрасте до пяти лет. В это время он все впитывает, как губка. Следовательно, возрастает необходимость построения образовательной деятельности, так, чтобы ребенок и играл и учился.

Цель: разработать конспект образовательной деятельности для формирования первичных представлений у дошкольников о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

  • Конкретизировать сущность процесса формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников.
  • Отобрать средства и содержание для формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников.

1.Проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников в научно методической литературе.

Как ребенку-дошкольнику рассказать о свойствах окружающего мира? Это объяснение должно быть интересным, нескучным, наглядным, чтобы ребенок сам мог все попробовать сделать во время образовательной деятельности. Именно поэтому опытно-экспериментальная деятельность, пожалуй, будет представлять максимальный интерес, для ребенка.

Экспериментирование - достаточно сложный вид деятельности. Но она также сложна, как и интересна. Такая образовательная деятельность предполагает погружение детей в атмосферу взрослости, дети сами на практике решают в присущей для себя форме работы - игровой, выполнять поставленные перед ними задачи. Опытная деятельность максимально расширяет знания детей о свойствах воды. Так как дети дошкольного возраста обладают наглядно-образным мышлением, т.е. ребенок лучше запоминает новый материал, когда он его видит, и когда увиденное сопровождается опытной деятельностью, поэтому, использование опытной деятельности способствует запоминанию и более качественному формированию знаний о свойствах воды и воспитывает к ней бережное отношение.

2.Разработка конспекта образовательной деятельности для формирования первичных представлений у дошкольников о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Тема: Эксперименты с водой.

Цель:

Способствовать развитию познавательной активности детей.

Задачи для детей:

1. Развивающие задачи:

Укрепить познавательное отношение через стремление узнавать новое и прилагать к этому усилие (Познавательное);

Развивать пассивный и активный словарь на основе углубления и расширения представлений детей об окружающем мире (Коммуникация);

Развивать интерес к музыке, воспитывать эмоциональную отзывчивость на хороводные песни (Музыка).

2. Обучающие задачи:

- обогатить и расширить представления детей о свойствах воды (Коммуникация);

Упражнять детей в умении экспериментировать (Познание).

3. Воспитательные задачи:

Приобщать детей к экспериментированию (Познавательное);

Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми и другими детьми (Социализация, Коммуникация);

Приобщать детей к культуре взаимоотношений (Социализация, Коммуникация).

Методическое обеспечение:

1. Раздаточный материал: стаканы с водой; стаканы с молоком; миски; ложки;пипетки; соль; миски с маслом; миски с жидкостью для мытья посуды; порошковая краска; аромалампа; свеча; ватные палочки; кубики льда; кусочек стекла или зеркала; спички; трубочки.

2. Демонстрационный материал:

Столы, накрытые скатертями;

Музыкальное сопровождение:

Запись песни «Ой летят, летят снежинки»;

Запись звуков воды.

Предварительная работа с детьми:

Беседа о воде;

Пение хороводных песен;

Вождение русских народных хороводов;

Рассматривание иллюстраций о воде.

Взаимодействие с родителями:

Провести консультацию для родителей по подбору и чтению литературы о свойствах воды;

Организовать выставку работ в уголке природы;

Пригласить принять участие в приобретении необходимых атрибутов для мероприятия.

Ход ОД:

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о воде?

Дети: Ответы.

Воспитатель: А я предлагаю вам не просто побеседовать, а проверить все наши знания в процессе эксперимента. Давайте мы сегодня с вами превратимся в ученых, а наш зал будет мини лабораторией.

Воспитатель: Итак, коллеги, мы сегодня изучим два аспекта воды: ее состояния и свойства.

Воспитатель на мольберте фиксирует изучаемые аспекты.

Воспитатель: Как вы думаете, в каком виде бывает вода?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Вот посмотрите, коллеги, перед вами стакан с водой. Какая она?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Совершенно верно. Она жидкая.

Воспитатель вносит на подносе кубики льда.

Воспитатель: Ребята, что сейчас перед вами?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Правильно - это лед. Попробуйте по нему постучать ложечкой. Какой он?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Верно коллеги, он твердый. То есть мы с вами убедились, что вода, бывает какая?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Совершенно верно жидкая и твердая. Давайте мы это зафиксируем на нашем мольберте. А еще вода бывает и в виде газа или пара. А как все это происходит, мы с вами сейчас проверим.

Опыт:

Воспитатель: Итак, коллеги, давайте приступим. Михаил устанавливайте аромалампу на середину стола. Игорь, вам предлагаю установить свечу. Сейчас мы с вами продемонстрируем все три состояния воды, и как они переходят друг в друга. Мария, кладите кусочек льда в миску. А я подожгу свечу.

Идет таяние льда, затем нагревание вода, и ее испарение.

Воспитатель: Что происходит коллеги?

Дети: Комментируют каждый этап.

Воспитатель: Итак, давайте подытожим. Какие состояния воды ми изучили?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Все верно. Зафиксируем. Ну что же, состояния воды мы изучили. Давайте перейдем к ее свойствам. Итак, пред вами два стакана. Что в них?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Правильно в одном молоко, а в другом вода. Опустите пожалуйста по одной трубочке в каждый стакан. Что вы видите, коллеги?

Дети: Ответы.

Воспитатель: То есть мы пришли к выводу, что вода прозрачна. Это первое свойство воды.

Воспитатель записывает свойство на мольберте.

Воспитатель: А теперь попробуйте воду на вкус. Что вы можете о ней сказать?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Да действительно она безвкусная, и это второе свойство воды. Запишем. Коллеги, а что вы можете сказать о ее цвете?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Правильно она бесцветная, и это еще одно свойство воды.

А теперь, я предлагаю взять вам по формочке и перелить в них воду из стакана.

Дети переливают воду в формы.

Воспитатель: Коллеги предлагаю вам высказаться по этому вопросу. Виктория давайте начнем с вас. Какую форму приняла ваша вода?

Дети по очереди высказываются.

Воспитатель: На этом опыте мы с вами убедились, что вода очень текучая и в жидком состоянии заполняет любое пространство. Это свойство воды называется текучесть. Я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется ручеек. Правила такие: мы цепляемся друг за друга и под музыку начинаем перемещаться, перетекать, как ручеек. Важно, чтобы ручеек был един и не обрывался.

Начинается игра.

Воспитатель: Ну вот, мы немного отдохнули. Предлагаю вернуться к нашим экспериментам.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Коллеги давайте исследуем следующее свойство воды. Для этого нам потребуется емкость с водой и порошковая краска. Возьмите, пожалуйста, ватные палочки и добавьте немного краски в емкость с водой. Ваше мнение о происходящем.

Дети: Ответы.

Воспитатель: То есть мы пришли к выводу, что краска начинает растворяться в воде. Значит коллеги можно сказать, что вода- это растворитель. Это тоже является свойством воды. А как вы думаете, все ли вещества вода может растворить?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Верно, коллеги, не все. У воды есть враг и это…

Воспитатель раздает детям емкости с растительным маслом.

Дети: Ответы.

Воспитатель: Да коллеги, вы правы - это масло. Масло является врагом воды. Вода не может растворить масло. Продемонстрируем это на опыте. Возьмите пипетки и добавьте несколько капель масла в миски с водой. Что происходит?

Дети: Ответы.

Воспитатель: А теперь секретный ингредиент. Возьмите еще раз пипетки и добавьте этот ингредиент в нашу емкость. Давайте обсудим получившуюся реакцию.

Дети: Ответы.

Воспитатель: Итак, когда мы добавили масло в воду, на поверхности воды появились капли масла. А при добавлении секретного вещества, и это была жидкость для мытья посуды, капли растворились. То есть у воды появился друг, который помогает ей бороться с жиром. В итоге мы выявили еще одно свойство воды. Какое?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Верно, вода не растворяет жир. Зафиксируем это свойство. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Мы с вами выявили, что вода является хорошим растворителем. Так давайте, это закрепим. Ребята, становитесь в круг. Давайте считалкой выберем трех участников. Кто из вас знает считалки?

Дети выбирают считалкой двух участников.

Воспитатель: Выбранные участники будут красками. Все остальные будут большой каплей воды. И мы - капля будем не просто стоять, а водить хоровод. А наши краски будут проникать в хоровод, и растворяться в нем. Помните, как краска растворялась медленно и красиво в воде? Вот и ваша задача состоит в том, чтобы красиво раствориться. Хоровод будем водить под песню «Ой летят, летят снежинки». Все помнят слова? Ну, тогда начали.

Дети вместе с воспитателем играют и водят хоровод.

Воспитатель: А я ведь не просто так предложила вам вспомнить песню о снежинках. Мы же с вами ученые, поэтому сами сейчас вырастим снежинку, хотя зима еще и не наступила. Давайте вернемся за столы. И продолжим наш эксперимент. Мы уже выяснили, что вода растворяет некоторые вещества. Перед вами заготовка снежинки, соль и стакан с горячей водой. Возьмите ложки и добавьте в стакан по пять ложек соли и начинайте тщательно перемешивать. Что происходит с солью?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Верно, вода растворяет соль. Вот теперь наш соляной раствор готов. Возьмите заготовки снежинок и медленно опустите их в емкость с раствором. Через час вы увидите, что произойдет. А пока, давайте еще раз вспомним, о каких свойствах и состояниях воды мы с вами сегодня узнали.

Воспитатель подходит к мольберту и акцентирует внимание на каждом изученном свойстве.

Воспитатель: Ну что ж час прошел, пришло время смотреть, что у нас получилось.

Дети достают снежинки.

Воспитатель: Посмотрите, какие снежинки у вас получились. Снежинки будут подарком для ваших мам. Но вы без подарка тоже не останетесь. Ваши мамы также подготовят вам сюрприз. А какой - это пока секрет.

Итак, дорогие коллеги, работа в нашей лаборатории закончена. Всем спасибо.

Заключение

В результате проведенной образовательной деятельности дети не только погрузились в игру, но и получили ряд знаний, таких как: свойства воды, ее состояния, приобрели опыт самостоятельного экспериментирования.

В процессе проведения образовательной деятельности использовались следующие методы:

  • беседа,
  • игра,
  • показ,
  • объяснение,
  • экспериментирование.

Итогом работы было приобретение знаний детьми в игровой форме, и этот итог был достигнут.

Список использованных источников

  1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика/ Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова.- М.: Академия, 1998.- 240 с.
  2. Васильченко Л.В. Воспитание и развитие дошкольников/ Л.В. Васильченко.-М, 2000.
  3. Воспитание и обучение в детском саду /Под ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 302 с.
  4. Воспитание и обучение детей шестого года жизни/ Л А Па-рамоновой. О. С. Ушаковой. М., 1987.- 340 с.
  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М., 1996.- 420 с.

Добрый день, уважаемая комиссия, я представляю вашему вниманию тему своей работы - Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей 3-4 лет посредством дидактических игр.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды . Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Таким образом, проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Целью нашей работы является формирование первичных представлений детей о свойствах предметов, развитие аналитического восприятия детей посредством дидактических игр.

В своей работе мы поставили следующие задачи:

  1. Создать условия для формирования первичных представлений о свойствах предметов.
  2. Формировать представления о свойствах предметов, пространстве и времени , причинах и следствиях .
  3. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами.
  4. Привлечь родителей в процесс формирования первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Наша работа строилась в три этапа.

  1. Этап.

На первом этапе мы изучили педагогическую литературу, проанализировали исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

Идея использования сенсорных эталонов принадлежит А. В. Запорожцу. Эталоны рассматриваются как инструменты для осуществления перцептивных и опознавательных действий. «Эталоны опосредуют эти действия подобно тому, как практическая деятельность опосредуется орудием, а мыслительная – словом».

Основной нашей задачей было создание предметно-пространственной среды в группе.

При создании предметно-пространственной среды мы ориентировались на возрастные особенности детей.

При оборудовании окружающей среды мы руководствовались следующими принципами:

Информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования.

Полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников.

Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Предметы обстановки группы подбирались таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию окружающего мира. Много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Для развития мелкой моторики рук имеются специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки. Игрушки подобранны чистых цветов, чёткой, несложной формы, разных размеров.

  1. Этап.

Основной этап работы заключался в выявления уровня знаний и представлений детей по данной теме.

Детям предлагались задания различного уровня сложности, например:

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики. (либо цветные полоски с более сложным спектром цветов-розовый, бирюзовый, фиолетовый).

3. Сложить матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета из убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 4-5 частей.

В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

Мы выяснили, что дети имеют не полное представление о форме, величине, не умели анализировать, сравнивать, обобщать, обследовать предметы, неохотно играли в дидактические игры, не соблюдали правила, некоторые дети даже затруднялись с названием основных цветов.

Опрос родителей показал, что не все родители уделяют должное внимание сенсорному развитию детей, из-за недостатка знаний по данной теме.

Исходя из полученных результатов, мы разработали систему дидактических игр:

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает? », «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Заштопай штанишки», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи?», «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие.

Дидактические игры и упражнения на формирование ориентировки в пространстве и времени.

«Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в левую (правую) руку», «Надень часики на левую руку», «Покажи правый карман», «Послушай, как бьется твое сердце», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку слева от себя», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку справа, слева», «Покажи, где у тебя голова, ноги, спина..», «Покажи, где у куклы голова, ноги, руки, грудь, спина», «Оденем куклу на прогулку», «Искупаем куклу», «Найди такую же игрушку по величине».

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку?», «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Сложи радугу», «Полосатый коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.

Дидактические игры и упражнения применялись как в качестве одного из методов проведения образовательной деятельности, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных детьми знаний и умений. Для того, чтобы работ ы велась в системе (от простого к сложному), мы составили перспективный план, распределив игры по месяцам. Например, сентябрь, дидактические игры «Цветные фоны», «Разноцветные шарики», «Закрой мышке окошко», «Подбери чашку к блюдцу», «Собираем ягоды», «Разложи шарики», «Разложи ягоды по тарелочкам). Октябрь, дидактические игры «Собери пирамидку», «Три квадрата», «Просеивание через сито». (Пример. в сентябре познакомили детей с игрой «Разноцветные шарики», детям необходимо было выбрать из многообразия цветных шаров только красные; затем когда дети легко стали справляться с заданием, правила игры усложнялись. Ребята находили круги красного цвета…. Большие, красные круги).

В октябре, предлагается задание «Три квадрата». Когда дети должны построить башню из квадратов в определенной последовательности: самый большой квадрат внизу, на нем – квадрат поменьше, и внизу – самый маленький. Когда дети усвоили ряд из 5 предметов, предлагается увеличить их численность (8 предметов – детям послабже, более сильным – 10 предметов).

Ноябрь. Далее, дети обучаются правилам соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. Проводится игра «Кто выше», в которой проводится инсценировка: куклы – девочки мерятся ростом. Предлагается разрешить проблемную ситуацию: можно ли верно определить кто выше, если одна из девочек будет стоять на полу, а другая на кубе. Разрешая ее, дети приходят к выводу о том, что для точности измерения необходима единая точка отсчета.

В игре «Достроим домики» дети подбирают для домиков крыши соответствующей ширины. На этом этапе вводится обучение различным параметрам величины, в частности, ширине предметов. Выделению параметров ширины способствуют так же игры «Путешествие на лесную поляну», где в пути приходится переходить через реки (узкую и широкую).

Знакомство с длиной предметов происходит в играх «Кто скорее свернет ленту», «Завяжем мишкам банты». В первом случае, дети в процессе игры замечают, что выигрывает тот, у кого лента короче, и, соответственно, проигрывает игрок, выбравший длинную ленту.

Чтобы познакомить детей с параметрами высоты проводится игра с мячом. Дети с удовольствием отыскивают мяч, расположенный на разной высоте, подбирают способы. Как достать его, если он лежит высоко. Когда рассмотрены все параметры величины, идет закрепление знаний на материале игр «Магазин» и «Что изменилось?» в магазине покупка выдается ребенку, если он правильно описывает загаданный им предмет (например, толстая книга, широкий бант и т.п.).

Для того, что бы все дети в полной мере усвоили материал, мы неоднократно повторяли уже пройденное, при этом либо усложняли задания, либо использовали новые материалы для иллюстрации.

Параллельно проводилась работа с родителями: индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании. Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.

3 этап.

Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, они научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Анкетирование родителей показало, что:

80% опрошенных отметили, что у детей улучшилось настроение утром и вечером, дети с удовольствием идут в детский сад;

все родители увидели положительные изменения в сенсорном развитии своих детей;

75% родителей отмечают, что дети стали более активными дома после посещения детского сада;

повысился уровень участия родителей с 55% до 70% в образовательном процессе детей;

90% родителей отметили, что у них повысился уровень компетентности в вопросах воспитания и развития малышей;

эффективными формами работы с родителями являются выставки, конкурсы (85%), индивидуальные консультации и беседы (60%), информационно-наглядная агитация (61%).

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПОИСК» Г.О. САМАРА

«Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников»

педагог-организатор

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Формирование

2.Разработка. «Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В последнее время в большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям окружающий мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.

Дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.

Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важнейших задач, для решения которой выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами известных прогрессивных деятелей в области педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой) .

На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей актуальности. Многие педагоги, по-прежнему придают особое значение приобщению детей к окружающему миру.

Началом углублённой и систематической работы по данной проблеме послужила проблема формирования у дошкольников интереса к окружающему миру.

Результаты проведённой диагностики показали, что детям дошкольного возраста слабо удавалось группировать и классифицировать предметы по общим признакам, они испытывали затруднения при определении предметов рукотворного и природного мира, не проявляли интереса к истории, не могли объяснить целесообразность преобразовательной деятельности человека.

Исходя из этих данных, можно сделать заключение о недостаточном формировании познавательного интереса к предметному миру у детей.

Цель работы:

Разработать систему для развития представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста в образовательной деятельности.

Задачи:

    Раскрыть особенности познания ребёнком окружающего мира. Определить уровни, критерии сформированности представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста.

    Выявить и экспериментально проверить условия, при которых развитие представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности будет наиболее эффективным.

    Разработать и апробировать систему познавательной деятельности и опытов - экспериментов по ознакомлению с окружающим миром.

Проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников.

Подход к созданию предметно - развивающей среды был определён, как первое условие для стимулирования действий по развитию представлений детей об окружающем мире предметов.

Вместо разрозненных уголков: познавательного, экологического, опытно - экспериментального, в нашей группе была создана «Лаборатория науки и природы», в которой для расширения кругозора о мире предметов находятся разные энциклопедии познавательного содержания; иллюстрированный материал по обобщающим темам, для формирования представлений детей о предметах рукотворного мира, об истории вещей, о различных материалах.

Для развития поисково - познавательной деятельности и знакомства со свойствами материалов в лаборатории имеется уголок опытной деятельности, в котором находятся образцы (ткани, металла, пластмассы, дерева, бумаги, стекла) . В «Лаборатории науки и природы» есть описания свойств и качества материалов; дидактические игры на закрепление качественных характеристик предметов; имеется всё необходимое оборудование для детского экспериментирования.

Таким образом, созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от интересов детей, а также от уровня формирования представлений об окружающем мире.

Параллельно с совершенствованием предметно - развивающей среды, нарабатываются методы и приёмы по реализации данной темы.

Репродуктивные методы, к этому этапу относится объяснительно - иллюстративный метод, который предполагает сообщение детям готовой информации разными средствами обучения.

На этом этапе используются такие формы работы, как образовательная деятельность: проводится первично - ознакомительная деятельность, в ходе которой используются демонстрационные и учебные пособия (отчётливые и правильные представления) ; рассматривание иллюстрированного и познавательного материала; игры с предметами; эмоциональный рассказ.

Наглядный метод - используется тщательный отбор наглядного и демонстрационного материала.

Игровые методы - это и игрушки, герои произведений, сюрпризные моменты и элементы новизны. Побуждение в детях желания разгадать секрет, отгадать загадку или просто порадоваться, удивиться.

Когда у детей имеется необходимый багаж знаний, начинаем применять углублённо - познавательный тип организованной деятельности, уже с целью закрепить, уточнить, расширить конкретные представления о предметах, учим устанавливать причинно - следственные связи между предметом и его использованием; группировать предметы по назначению, происхождения и т. д.

Важной и интересной частью работы по данной теме является ознакомление детей с прошлым и настоящим знакомых предметов, а также с их будущим (в старшем возрасте - развитие воображения, творческих способностей при преобразовании предметов) . На примере историй предметов посуды, мебели, одежды, туалетных принадлежностей и т. п. расширяются представления детей о том, как выглядели эти вещи в далёком прошлом, как человек, удовлетворяя свои потребности, изобретал, преобразовывал и усовершенствовал предметы для своих нужд, а идеи заимствовал у природы.

Образовательная деятельность такого типа проходит в форме игр - путешествий в прошлое предмета, например, «Путешествие в пошлое одежды», «Путешествие в прошлое телефона» и т. п.

Словесный метод и такой приём как художественное слово используется в соответствии с темой, используются вопросы, направленные на воспитание бережливости, аккуратного обращения с предметами, на осознание того, что взрослые много трудятся над созданием вещи и результаты их труда необходимо беречь.

С целью закрепления полученных знаний используются дидактические игры, к сожалению, выбор готовых игр по данной теме небольшой. Значительное место в работе занимает исследовательский метод, представленный элементами исследовательского поиска.

Основными составляющими являются опыты и эксперименты, в процессе исследовательской деятельности дети учатся видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения.

Разработка.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для дошкольного возраста «Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы».

Цель : познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.

Стекло – гладкое, твёрдое, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, тяжёлое, холодное.

Пластмасса – гладкая, мягкая, упругая, водонепроницаемая, прочная, непрозрачная, лёгкая, тёплая.

Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя. Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов.

Наглядный материал: предметы из стекла и пластмассы у воспитателя, по одному предмету из стекла и пластмассы у каждого ребёнка на столе.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы побываем в нашей лаборатории и познакомимся со свойствами стекла и пластмассы. А теперь закройте глаза: 1.2,3 мы уже в лаборатории! Ребята, посмотрите, что стоит на столах. Чего тут только нет! Назовите, что вы видите (ответы детей) (на столике стоят два подноса. На первом разложены предметы из стекла, на втором-из пластмассы).

Ребята, как вы думаете, почему одни предметы лежат на первом подносе, другие -на втором? Правильно, на первом подносе все предметы из стекла, стеклянные, а на втором подносе все предметы из пластмассы - пластмассовые.

Посмотрите внимательно на предметы на моём столе, что вы видите? (Дети перечисляют - стаканчики, пузырьки, игрушки….и т.д.)

Предметы разные по назначению. Чем ещё они отличаются друг от друга? (С помощью наводящих вопросов подвожу детей к выводу, что предметы разные по цвету, форме, величине.)

Но вы видите, что я все предметы разделила на две группы, попробуйте догадаться, по какому признаку я их разделила. Внимательно посмотрите вот на эти предметы. (Показываю на предметы, сделанные из стекла) Чем все эти предметы похожи, какой у них общий признак? (Если дети не догадаются, можно спросить, из какого материала сделаны предметы)

Да, все эти предметы сделаны из одного того же материала - из стекла. Стекло изобрели 5тыс. лет назад, делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер-стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри, на один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались изящные, красивые вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды старому мастеру-стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. У него получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобрели машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой длинной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части, и вот готово оконное стекло, для шкафов и т.д.. Стеклодув – трудная профессия, мужская, и ею может овладеть не каждый мужчина.

А эти предметы что объединяет? (Показываю на предметы из пластмассы). Они тоже сделаны из одного и того же материала. Кто знает, как он называется? (Ответы детей)

Некоторые из вас правильно назвали материал - это пластмасса. Повторите это новое слово. Послушайте, какое интересное слово – «пластмасса». Оно состоит из двух слов - пластическая масса (пластическая- значит мягкая).Если стекло делают из природного материала – из песка, то пластмассу изобрели учёные-химики, это искусственный материал.

Сегодня мы поговорим с вами о свойствах стекла и пластмассы. Это линейка из пластмассы, её можно немного согнуть (сгибаю). Посмотрите, я её отпускаю, и она принимает свою первоначальную форму. О каком свойстве пластмассы мы можем сказать? (Если дети затрудняются, называю свойство - упругий) Пластмасса – материал мягкий и упругий. (Дети хором повторяют новое слово «упругий»)

У вас на столе лежат стеклянные пузырёчки, возьмите их в руки, попытайтесь согнуть . (Дети выполняют указание) Получилось? (Нет). Значит, пластмасса – материал мягкий. А стекло, какой материал? (твёрдый)

У стекла и пластмассы разные свойства, но есть и одинаковые. Посмотрите, я налью воды в стеклянный стакан и в пластмассовый. Протекают стаканы? (Нет) Значит, какое у них общее свойство? (Дети пытаются подобрать нужное слово ) . Стекло и пластмасса – водонепроницаемые, т.е. вода сквозь них не проникает. Давайте повторим это трудное слово. (Дети повторяют)

Есть ли у стекла и пластмассы ещё одинаковые свойства? У вас на столе лежат не только стеклянные предметы, но и пластмассовые, проведите рукой сначала по стеклянному предмету, а потом по пластмассовому. (Дети выполняют указание). Какое ещё одно одинаковое свойство вы можете выделить у стекла и пластмассы, если по ним провести рукой? (Они гладкие)

Положите на одну руку стеклянный предмет, а на другую - пластмассовый, взвесьте их. О каких свойствах мы можем сказать? Какой предмет тяжелее? (Стекло тяжелее пластмассы)

Добиваюсь полных ответов от детей: стекло тяжелее, чем пластмасса, а пластмасса легче, чем стекло.

А сейчас зажмите в одну руку стеклянный предмет, а в другую пластмассовый. Какой предмет холодит руку? (Стеклянный). Значит, о каких ещё свойствах стекла и пластмассы мы можем сказать? Стекло какое? (Холодное). А пластмасса, какой материал? (Тёплый). Стекло холоднее, чем пластмасса, а пластмасса теплее, чем стекло.

Как вы думаете, если стеклянный предмет упадёт на пол, он может разбиться? Помните, когда в прошлом году мы уронили елочный, стеклянный шарик, что с ним произошло? (Он разбился) Мы можем сказать, что стекло бьётся, значит, это какой материал? (Дети подбирают подходящее слово) Да, это материал бьющийся, непрочный, хрупкий. А если я уроню пластмассовый предмет (роняю), он разбился? Как можно сказать про пластмассу, какой это материал?

(Небьющийся, прочный). Пластмасса прочнее стекла. Повторите и запомните.

Да, ребята, пластмасса прочнее стекла, она не бьётся, поэтому из пластмассы делают много разных предметов - игрушки, линейки, разные стаканчики и тарелочки, которые удобно брать в дорогу, в лес, а также бидоны,тазики для стирки и т.д. (Все предметы показываю детям).

У пластмассы и стекла есть ещё разные свойства. Посмотрите сквозь стеклянные предметы, вы видите что- нибудь? (Да) А сквозь пластмассовые предметы что-нибудь видно? (Нет). Если через предмет видно, значит, он какой? (Дети вспоминают слово «прозрачный»). Итак, стекло – материал прозрачный, а пластмасса – непрозрачный . Где используется это свойство стекла? Какие прозрачные предметы человек делает из стекла? Посмотрите вокруг и назовите мне. (Дети находят в группе предметы из стекла - оконное стекло, аквариум, электрические лампочки) Теперь проведите рукой по всем стеклянным и пластмассовым предметам, какие они? Мягкие или твердые? (Твердые). Гладкие или шероховатые? (Могут быть и гладкими, и шероховатыми, в этом они похожи.) По звуку можно их различить?(Можно). По запаху можно различить их? (нет).

Сейчас поиграем в игру «Что звучит?» (стучу палочкой по различным предметам, дети угадывают по звуку, какой предмет.)

Вот как много разных качеств у стекла и пластмассы. Зачем человеку надо знать свойства материалов? (Чтобы знать, какие предметы из этих материалов можно сделать). Давайте вместе вспомним, какие же свойства стекла и пластмассы мы узнали. Сначала вспомним одинаковые свойства.

Стекло и пластмасса - водонепроницаемые, гладкие.

Теперь я начну, а вы продолжите:

стекло твёрдое, а пластмасса….. (мягкая, упругая);

стекло прозрачное, а пластмасса….(непрозрачная);

стекло холодное, а пластмасса….(тёплая);

стекло хрупкое, а пластмасса……(прочная);

стекло тяжёлое, а пластмасса…(лёгкая).

А сейчас мы с вами поиграем и закрепим свойства пластмассы. Мы будем передавать пластмассовую игрушку и называть свойства пластмассы. Воспитатель начинает и передаёт ребёнку игрушку:

пластмасса мягкая, упругая, а стекло……(твёрдое);

пластмасса непрозрачная, а стекло…..(прозрачное);

пластмасса тёплая, а стекло…(холодное);

пластмасса прочная, а стекло….(хрупкое, бьющееся);

пластмасса лёгкая, а стекло….(тяжёлое).

Итог. Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомились со свойствами стекла и пластмассы. Эти материалы обладают свойствами, которые нужны людям для изготовления различных предметов. Стекло – это не только посуда, зеркала, это и объективы фотоаппаратов, кинокамер. Мы говорили, что стекло - очень хрупкий материал, но сейчас учёные сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолётов. Если на такое стекло бросить тяжёлый стальной шар, оно не разобьётся, а если оно всё же разобьётся, то от него не будет осколков с острыми краями и люди не поранятся.

А некоторые пластмассы тоже обладают необыкновенными свойствами. Есть пластмассы прочнее стали, а ещё есть пластмассы, которые сильно нагревают и делают из них капрон. (Показываю капроновую ленту). Все пластмассы не боятся влаги, не ржавеют, не гниют, поэтому часто пластмасса заменяет дерево, металл, стекло. И все эти свойства человек узнал, изучая их, есть такая наука – химия, которая изучает свойства различных материалов.

Игpa «Хорошо-плохо».

Дети находят хорошие и плохие качества пластмассы и стекла.

Молодцы, ребята. Вам было интересно в нашей лаборатории? Что нового вы узнали?(ответы детей).

А теперь, нам пора возвращаться в группу. Закройте глаза: «1,2,3 -мы в группе».

Заключение.

Для развития первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников , безусловно, пригодны все виды учебных занятий в детском саду, при этом изучению окружающего мира отводится особое место. Это не случайно, окружающий мир - открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребенок интуитивно ощущает себя его частью, и потому взаимодействие с окружающим миром для него органично и естественно.

Главными условиями формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников являются следующие:

1) Ранее начало, предоставление свободы выбора, среда, окружающая ребенка, поощрение творчества.

2)Активные методы обучения: диалогические, организация дискуссий, решение проблемных ситуаций, проблемный диалог, дидактические игры и др.

3) Творческий потенциал самого педагога, его тактичность.

По итогам исследования разработаны практические рекомендации, методические пособия, игры и занятия.

Таким образом, в результате проведённой работы, можно отметить, что предметный мир имеет большое значение в приобщении ребёнка к социальной действительности.

Используемая литература:

    О. В. Дыбина «Что было до...» Игры - путешествия в прошлое предмета.

    О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» / Творческий центр «Сфера», Москва 2010 год.

    О. В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром»/ Педагогическое общество России, Москва 2008 год.

    С. А. Козлова «Мой мир» / «Линка-пресс», Москва 2002 год.

Развитие»
«Познавательное
Образовательная
Основные цели и задачи:
Формирование элементарных математических представлений. ФЭМП,
первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов
окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени.
Содержание психолого – педагогической работы:
Количество и счет. Дать детям представления о том, что множество
(«много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов
разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя
их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не
прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков,
одни – красного цвета, а другие – синего; красных кружков больше, чем
синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков
поровну».
 Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными
приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить
каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой
группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным
предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». Сравнивать
две группы предметов, именуемые числами 1­2, 2­2, 2­3, 3­3, 3­4, 4­4, 4­
5, 5­5, и т. д.
 Формировать представления о порядковом счете, учить правильно
пользоваться количественными и порядковыми числительными,
отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором
месте?».
 Формировать представления о равенстве и неравенстве групп на основе
счета: «здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек
больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем, и т. д.».
 Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к
меньшей группе один 9 недостающий предмет или убирая из большей
группы один (лишний) предмет.
 Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать,
приносить определенное количество в соответствии с образцом или
заданным числом в пределах 20.
 На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп
предметов в ситуациях, кода предметы в группах расположены на
разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам,
по форме расположения в пространстве.
Величина. Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине
(длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать 2 предмета по толщине
путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу;

отражать результаты сравнивания в речи, используя прилагательные (длиннее
– короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные (одинаковые)
по длине, ширине, высоте, толщине).
 Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная
лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего.
 Устанавливать размерные отношения между 3­5 предметами разной
длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной
последовательности – в порядке убывания или нарастания величины.
Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные
отношения предметов (эта (красная) башенка – самая высокая, эта
(оранжевая) –пониже, эта (розовая) – еще ниже, а эта (желтая) –
самая низкая).
Форма. Развивать представлении детей о геометрических фигурах: круге,
квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые
признаки фигур с помощью зрительного и осязательного – двигательного
анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и
т.д.).
 Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом,
квадратом, треугольником. Учить различать и называть
прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
 Формировать представления о том, что фигуры могут быть разных
размеров: большой – маленький куб шар, квадрат, треугольник,
прямоугольник.
 Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими
фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно, дверь –
прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве. Развивать умение определять
пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении
вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами
положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от
меня дверь, слева – окно, сзади на полках игрушки).
Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях
суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день –
вечер – ночь).
 Закрепить значение слов «вчера», «сегодня», «завтра».
 Ознакомить с часами.
Развитие познавательно – исследовательской деятельности. Развитие
познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в
окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности
познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о

свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др).
 Развитие восприятия, внимание, памяти, наблюдательности,
способности анализировать, сравнивать, выделять характерные,
существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
умения устанавливать простейшие связи между предметами и
явлениями, делать простейшие обобщения.

Познавательно – исследовательская деятельность. Продолжать
знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов
с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать
осваивать персептивные действия. Формировать умение получать сведения
о новом объекте в процессе его практического исследования.
 Формировать умения выполнять ряд последовательных действий в
соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.
учить понимать и использовать в познавательно – исследовательской
деятельности модели, предложенные взрослым.
Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных
видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким
кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования.
Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
 Совершенствовать восприятие детей путем активного использования
органов чувств (осязание, слух, вкус, обоняние). Обогащать
чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в
речи.
 Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг,
треугольник, квадрат, прямоугольник, овал.
 Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь
путем прикосновения, поглаживания (характер ощущения: гладкое,
холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).
 Формировать образные представления на основе развития образного
восприятия в процессе различных видов деятельности.
 Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и
качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать
предметы по 3­4 качествам (цвет, размер, материал).
Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно –
исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее
результатов и созданий условий для их презентации сверстникам.
Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление
представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать

предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей
(кубики, мозаика, пазлы).
 Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей
(«Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать
наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого
колечко?»).
 Помогать детям осваивать правила простейших настольно – печатных
игр («Домино», «Лото»).
Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным
миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета);
восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
 Формирование первичных представлений о многообразии
предметного окружения; о том, что человек создает предметное
окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей,
делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения
устанавливать причинно – следственные связи между миром
предметов и природным миром.
Содержание психолого – педагогической работы.
 Создавать условия для расширения представлений детей об объектах
окружающего мира. Рассказать о предметах, необходимых детям в
разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и
т.д.). расширять знания детей об общественном транспорте (автобус,
поезд, самолет, теплоход).
 Продолжать знакомить детей с признаками предметов, побуждать
определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о
материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса). Из которых
сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять
целесообразность изготовления предмета из определенного
материала (корпус машины – из металла, шины – из резины).
 Формировать элементарные представления об изменении видов
человеческого труда и быта на примере истории игрушки и
предметов обихода.
Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим
социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной
картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской
принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения,
патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о
планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов
мира.
Содержание психолого – педагогической работы.

 Расширять представления о правилах поведения в общественных
местах.
 Расширять знания детей об общественном транспорте.
 Формировать первичные представления о школе.
 Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком,
зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них
правилами поведения.
 Рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его
достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию
представления о государственных праздниках. Рассказать о
Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину
(пограничники, моряки, летчики).
 Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в
городе. Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер,
почтальон, продавец, врач и т.д.); расширять и обогащать
представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах
труда.
 Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
 Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать
детям о самых красивых местах родного города (поселка), его
достопримечательностях.
 Дать детям доступные их пониманию представления о
государственных праздниках.
 Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу
родину.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и
природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно –
следственные связи между природными явлениями. Формирование
первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
Формирование элементарных экологических представлений. Формирование
понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь,
охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь
человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание
умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе,
желание беречь ее.
Содержание психолого – педагогической работы.
 Расширять представления детей о природе.
 Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками,
птицами.
 Знакомить детей с представителями класса пресмыкающих (ящерица,
черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы

продолговатое тело, у нее длинный хвост, который она может
сбрсить; ящерица очень быстро бегает).
 Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей,
бабочка, жук, божья коровка).
 Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и
др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и т.д.), грибах
(маслята, опята, сыроежки).
 Закреплять знание о травянистых и комнатных растениях (бальзамин,
фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула); знакомить со
способами ухода за ними.
 Учить узнавать и называть 3­4 вида деревьев (елка, сосна, береза,
клен).
 В процессе опытнической деятельности расширять представления
детей о свойствах песка, глины и камня.
 Организовать наблюдения за птицами, прилетающими на участок
(ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их.
 Закреплять представления детей об условиях, необходимых для
жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание).
 Учить детей замечать изменения в природе.
 Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения:
 Осень: учить детей замечать и называть изменения в природе:
похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды,
птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между
явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли
бабочки). Привлекать к участию в сборе семян.
 Зима: учить детей замечать изменения в природе, сравнивать
осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и
в уголке природы. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять
представления детей о том, что в мороз вода превращается в лет,
сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к
участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на
лыжах, лепка поделок из снега.
 Весна: учить детей узнавать и называть время года; выделять
признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях,
появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные
растения. Формировать представления детей о работах, проводимых
в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и
всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветнике.

 Лето: расширять представления детей о летних изменениях в
природе: голубое чисто небо, ярко светит солнце, жара, люди легко
одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов
деятельности расширять представления детей о свойствах песка,
воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают
многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают
детеныши.

«Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего...»

Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством

формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта

окружающего мира

Кулькова А. А.

Кулькова Анна Александровна / Kul’kova Anna Aleksandrovna - воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение,

Детский сад № 178, г. Иваново

Аннотация: в статье рассматриваются основные формы и методы работы по развитию мышления

детей дошкольного возраста в условиях дошкольной организации. Автор делает анализ имеющихся теоретических знаний о взаимосвязи развития мышления и накопления сенсорного опыта детей.

Ключевые слова: дошкольный возраст, мышление, сенсорное восприятие, ФГОС, дошкольная образовательная организация.

В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой и практикой новые, динамичные задачи. В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.

В п.2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно-эстетическое развитие; д) физическое развитие».



Достижение этих пяти задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания малышей. И в первую очередь через сенсорное развитие ребёнка.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в ДОО и для различных направлений трудовой деятельности. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками– многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирование различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающего мира: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, положение в пространстве и т.п.) В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер, и влечёт за собой развитие таких его форм как, наглядно-образное и символическое мышление, которые тоже опираются на опыт практических действий малыша.

Возникновение и развитие речи ребёнка происходит, в совместной со взрослыми предметной деятельности. На ее основе зарождается процессуальная игра. Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения. Становление игровых замещений дает начало сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка.

В свою очередь, в сюжетно-ролевой игре создаются условия для развития самостоятельности и целеустремленности ребенка. Результаты (победы и поражения) в сюжетно-ролевой игре и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.

Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности. Требуется обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста.

Для детей третьего года жизни (при создании необходимых условий) характерен ускоренный темп сенсорного развития. В этот период сенсорное воспитание является основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Ребенок интенсивно накапливает впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, связывается с конкретными предметами и явлениями.

К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Малыш теперь стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата. Ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата. Для этого целесообразно использовать такие игры и игрушки, действиями с которыми предполагают наличие образца: фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машину, слоника, собачку и пр.);

всевозможные мозаики или пазлы; кубики или простые конструкторы.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Начиная с 3 лет, основное место в сенсорном воспитании детей, занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

Человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов.

Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность. В детском возрасте восприятие начинает постепенно оформляться в самостоятельный процесс.

У дошкольников знакомые предметы не вызывают у них длительных мыслительных процессов:

сразу же взглянув на предмет, дают ему название, и на этом обследование предмета заканчивается. Но зато новый, неизвестный предмет вызывает у ребенка любопытство, желание его пощупать, понюхать и попробовать на вкус .

Здесь происходит переход от манипуляций с предметом к его внутреннему познанию. Зрительное восприятие постепенно становится основным средством через наблюдение. Условием является содержательная деятельность ребенка, где появляется возможность сосредотачивать внимание на свойствах предметов, тем самым помогая освоить эти предметы. В этой деятельности формируются способности и умение детей выделять качества, свойства, умение определить форму, материал, цвет, величину, положение в пространстве и т.д. Сенсорные эталоны – это системы геометрических форм, шкала величин, спектр цветов, система фонем родного языка и т.д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком .

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Поэтому освоение ребенком сенсорных эталонов позволяет ему самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт.

Таким образом, восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы.

Сенсорное воспитание необходимо осуществлять с первых дней жизни ребенка. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития; развивает наблюдательность; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения, внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности; обеспечивает освоение сенсорных эталонов Итак, организация педагогической работы по развитию восприятия в процессе сенсорного воспитания детей включает игровые упражнения, направленные на развитие восприятия цвета, формы, величины.

Работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед), игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др.), трудовую деятельность, прогулки. Другими словами восприятие должно сопровождать всю непрерывно-непосредственную образовательную деятельность, тем самым обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей.

Литература

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение.

2. Пилюгина Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада.-М., 1983.

Похожие работы:

«ПАМЯТКА для педагогов по профилактике суицида среди детей Суицид намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживани...»

«БАБИЧ И.А. Уроки музыки в начальной школе для детей с расстройствами аутистического спектра Из практического опыта работы учителя музыки У роки музыки как в общеобразоваВ Центре психолого-медико-социальтельной, так и в коррекционной ного сопровождения детей и подростков, нача...»

Лучшие статьи по теме