SuperJunior - Дети и Родители
  • Главная
  • Семья
  • Методическое пособие: «Обучение вязанию крючком детей старшего дошкольного возраста. Как обучить ребенка рукоделию Девочка 9 лет учится вязать крючком

Методическое пособие: «Обучение вязанию крючком детей старшего дошкольного возраста. Как обучить ребенка рукоделию Девочка 9 лет учится вязать крючком

Рукоделие - интересное и полезное занятие, оно помогает дополнить наш быт полезными, удобными и просто красивыми вещами. К тому же занятие рукоделием способно самым приятным образом заполнить досуг. Обучить ребенка рукоделию, приучить делать вещи своими руками - цель очень хорошая. Но не всегда задача обучения ребенка рукоделию является легко выполнимой.

Взять, к примеру, вязание. Вязание является одним из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства. С давних времен оно известно во всех странах мира, но это не означает, что вязать стали меньше. Каждое новое поколение вносит свой вклад в развитие этого вида деятельности.

Для того, чтобы научить ребенка вязать (а делать это можно уже с 6 лет) необходимо вначале пробудить у него интерес к этому занятию. Хорошо, если мама вяжет сама, она может показать ребенку связанные ей вещи для членов семьи. Ребенок видит, что это красиво, тепло, удобно. К тому же, девочке так хочется подражать маме, уметь делать то, что делает она. Впрочем, мальчикам также не чуждо увлечение вязанием. И в этом нет ничего предосудительного. Еще триста лет назад вязание чулок было мужским занятием. Кстати, ребенку также неплохо рассказать об истоках данного рукоделия, интересных исторических фактах, делая, разумеется, поправку на возраст ребенка.

Расскажите ребенку, как правильно выбирать пряжу, какие бывают нитки, какой номер крючка или спиц надо выбирать, чтобы петли на вязаном полотне получались ровными.

Сам процесс обучения необходимо начать со знакомства с инструментами для вязания. Это могут быть и спицы, и крючок. Для начала необходимо остановиться на одном из видов вязания. Проще и нагляднее обучение вязанию начать со спиц. Подберите пару спиц не особенно тонких, но и не слишком толстых (например, № 3). Для обучения азам вязания лучше взять гладкую шерстяную, хорошо скрученную в одну нить пряжу. Показывайте и одновременно объясняйте ребенку, как производится набор петель. Придется проявить терпение.

Когда ребенок научится самостоятельно набирать петли, переходите к следующему этапу обучения — вязание лицевыми петлями. Покажите и объясните ребенку, как вывязывается лицевая петелька. Затем добейтесь, чтобы ребенок освоил технику платочной вязки. Когда этот этап будет пройден, можно приступать к объяснению вывязывания изнаночных петель. Следующая на очереди — техника чулочной вязки, простой резинки.

Когда ребенок будет свободно владеть этими техниками, можно пробовать вязать простые вещицы: платочек кукле, шарфик для себя и т.д. Закончить первую вещь ребенка можно самой, попутно объясняя технику спуска (лучше методом провязывания двух петель одной, а не мудреным протаскиванием последующей петли в предыдущую). Отработать технику спуска петель можно на вязании косынки для той же куклы.

Освоив основные приемы вязания, можно приступить к вязанию вещей, предполагающих вывязывание деталей: спинка, полочки, рукава. Оденьте кукол с ног до головы. Можно продолжить освоение узоров, начиная с простых, вроде косички. После того, как ребенок научится виртуозно владеть двумя спицами, можно приступать к обучению вязанию на четырех спицах. И довольно скоро ваш ребенок сумеет связать свои первые носочки и варежки.

Чтобы подогреть интерес ребенка к вязанию, покупайте журналы с фотографиями, описанием и схемами вязаных вещей. Посмотрите журнал вместе с ребенком, спросите, что ему больше всего понравилось. Не переусердствуйте в желании обучить ребенка вязанию, лучше скажите, что у вас есть свободный час сегодня, чтобы дать ему урок, а в следующий раз вы сможете заняться с ним вязанием не раньше, чем через пару дней. Поговорка о запретном плоде еще не устарела.

Если же мама сама вязать не умеет, но хочет, чтобы ребенок научился этому замечательному рукоделию, можно найти кружок в учреждении дополнительного образования детей и записать ребенка туда. Возможно обучение и в частном порядке.

– интересное и полезное занятие, оно помогает дополнить наш быт полезными, удобными и просто красивыми вещами. К тому же занятие рукоделием способно самым приятным образом заполнить досуг. Обучить ребенка рукоделию, приучить делать вещи своими руками – цель очень хорошая. Но не всегда задача обучения ребенка рукоделию является легко выполнимой.

Взять, к примеру, вязание. Для того, чтобы научить ребенка вязать (а делать это можно уже с 6 лет) необходимо вначале пробудить у него интерес к этому занятию. Хорошо, если мама вяжет сама, она может показать ребенку связанные ей вещи для членов семьи. Ребенок видит, что это красиво, тепло, удобно. К тому же, девочке так хочется подражать маме, уметь делать то, что делает она. Впрочем, мальчикам также не чуждо увлечение вязанием. И в этом нет ничего предосудительного. Еще триста лет назад вязание чулок было мужским занятием. Кстати, ребенку также неплохо рассказать об истоках данного рукоделия, интересных исторических фактах, делая, разумеется, поправку на возраст ребенка.

Сам процесс обучения необходимо начать со знакомства с . Это могут быть и спицы, и крючок. Для начала необходимо остановиться на одном из видов вязания. Проще и нагляднее обучение вязанию начать со спиц. Подберите пару спиц не особенно тонких, но и не слишком толстых (например, № 3). Для обучения азам вязания лучше взять гладкую шерстяную, хорошо скрученную в одну нить . Показывайте и одновременно объясняйте ребенку, как производится набор петель. Придется проявить терпение.

Когда ребенок научится самостоятельно набирать петли, переходите к следующему этапу обучения — вязание . Покажите и объясните ребенку, как вывязывается лицевая петелька. Затем добейтесь, чтобы ребенок освоил технику платочной вязки. Когда этот этап будет пройден, можно приступать к объяснению вывязывания изнаночных петель. Следующая на очереди — техника чулочной вязки, простой резинки.

Когда ребенок будет свободно владеть этими техниками, можно пробовать вязать простые вещицы: платочек кукле, шарфик для себя и т.д. Закончить первую вещь ребенка можно самой, попутно объясняя технику спуска (лучше методом провязывания двух петель одной, а не мудреным протаскиванием последующей петли в предыдущую). Отработать технику спуска петель можно на вязании косынки для той же куклы.

Освоив основные приемы вязания, можно приступить к вязанию вещей, предполагающих вывязывание деталей: спинка, полочки, рукава. Оденьте кукол с ног до головы. Можно продолжить освоение узоров, начиная с простых, вроде косички. После того, как ребенок научится виртуозно владеть двумя спицами, можно приступать к обучению вязанию на четырех спицах. И довольно скоро ваш ребенок сумеет связать свои первые носочки и варежки. Если же мама сама вязать не умеет, но хочет, чтобы ребенок научился этому замечательному рукоделию, можно найти кружок в учреждении дополнительного образования детей и записать ребенка туда. Возможно обучение и в частном порядке.

Ни для кого из родителей не секрет, что в современном мире, переполненном компьютерами, планшетами и другими гаджетами, ребенка достаточно трудно увлечь полезными занятиями, например различному ремеслу и рукоделию. Поэтому задача обучить ребенка рукоделию не всегда является легко выполнимой.

Что касается вязания, то здесь идеален вариант, когда мама вяжет сама и может пробудить интерес ребенка к этому занятию. Ведь дочки, как правило, всегда стремятся подражать своим мамочкам и хотят делать то, что делает она.

Итак, ваш ребенок заинтересован, так с чего же начинать обучение? Конечно, со знакомства с инструментами для вязания.

ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ВЯЗАНИЯ

Это могут быть или спицы или крючок. Для начала нужно выбрать что-нибудь одно. Важным моментом при работе ребенка с инструментами вязания становится их безопасность. Спицы и крючки должны быть обязательно с тупыми концами. В любом случае, будьте всегда предельно внимательны, когда у ребенка в руках крючок или спицы. Объясните ему, что игры и баловство с инструментами недопустимы.

Для обучения лучше взять спицы или крючок среднего размера, к примеру 3-3,5. Пряжа должна быть гладкой, также средней толщины, нить которой будет хорошо и плотно скручена. Покажите ребенку, как держать инструмент, как набирать петли. Следующим этапом осваивайте различные базовые техники вязания. Скорее всего, вам придется показывать один и тот же элемент много раз, но стоит проявить терпение и выдержку.

СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ

Если мама вяжет сама, то отличным способом обучения станет совместное вязание вещей для любимой игрушки или куклы. Начните с самых простых вещей, например с шарфика или небольшой подушки.

Если же мама сама не владеет техникой вязания, но хочет, чтобы ее ребенок научился этому полезному занятию, то здесь на помощь вам придут множество мастер-классов, доступных в Интернете. Также, если у вас есть возможность, то отдайте ребенка в кружок по вязанию и будьте уверены, что в скором времени будет виден результат.

Когда ребенком будут освоены основные техники, то он вполне сможет учиться вязать шарфики, игрушки, небольшие предметы декора.

Помните, что если ребенку не нравится, ни в коем случае не нужно заставлять его этим заниматься. Всегда помогайте, объясняйте и отвечайте на все вопросы. Возможно, у вас в семье растет будущий дизайнер и модельер!

КГКП ясли-сад №15 «Бобек» Центр эстетического развития

Методическое пособие:

«Обучение вязанию крючком

детей старшего дошкольного возраста»

г.Экибастуз


Пояснительная записка

Вязание крючком – это старинный вид рукоделия, несложный и очень увлекательный. Вязание - это творчество и отдых. Красиво связанное изделие всегда приносит радость тому, кто его выполнил, и тому, для кого это изделие связано. Главное в рукоделии – это терпение, аккуратность и любовь к труду.

Обучение этому способу вязания обычно не вызывает затруднения у детей 5-7 лет. Вязание развивает мускулатуру пальцев, делает более динамичными кисти рук и пальцы. Вначале дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязки позволяют вязать простые и сложные узоры, состоящие из определенного количества петель цепочки, простых столбиков и столбиков с накидом. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки.

Чтобы научиться хорошо вязать крючком, необходимо поупражняться в вывязывании цепочки, имеющей одинаковые по форме воздушные петли.

К выразительным средствам вязания как вида искусства относятся эстетические свойства материала, цвет, гармония, ритм, композиция, симметрия линий и цветовых пятен узора.

Художественно - познавательный компонент этого вида рукоделия способствует постижению детьми художественной стороны искусства вязания и зарождению у них интереса к данному виду рукоделия. В результате освоения содержательного и художественного компонентов вязания дошкольники осознают ценности данного вида искусства: каждая связанная вручную вещь уникальна. Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, подарить тепло и любовь родным людям, приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела. Обучение данному виду искусства помогает ребенку проявить самостоятельность в выборе средств выразительности, приобрести опыт индивидуальной творческой деятельности, самоконтроля, самоанализа и самооценки качества готовых поделок.

Технический компонент данного вида рукоделия предоставляет детям возможность освоить технику вязания простых изделий цепочкой из воздушных петель, столбиками без накида, столбиками с накидом, вязания по кругу. Дети учатся понимать схематичное изображение узора. Приобретя ручную умелость, они могут самостоятельно выбирать тему изделия, цвет, способы, технику выполнения и, следовательно, повышать уровень творчества в рамках художественной деятельности. Дошкольники учатся самостоятельно или под руководством педагога проектировать совместную деятельность по созданию вязаных изделий, выстраивать партнерские взаимоотношения, развивают социокультурный творческий опыт. Это способствует расширению кругозора, формированию у детей эстетического и художественного вкуса. В процессе изготовления вязаных поделок, развивается мелкая моторика. Все это во многом играет определяющую роль в процессе подготовки к обучению в школе.

Цель: Формирование ручной умелости в процессе освоения приемов

вязания крючком

Задачи:

    Учить детей ручному вязанию с помощью крючка.

    Создать интерес к данному виду рукоделия.

    Учить понимать значимость рукоделия как вида искусства.

    Учить

    Учить самоанализу и самооценке качества готовых изделий.

    Учить работать сосредоточенно, тщательно выполнять начатое дело.

    Формировать уважительное отношение к труду через знакомство с пословицами.

Учебный план:

Группа

Количество часов в неделю

Всего учебных часов

Длительность занятия

Старшая группа

Подготовительная группа

Занятия кружка проводятся во вторую половину дня

Количество детей: 10-12

В течение учебного года дети могут начать посещать кружок с любого месяца. Поэтому, обучение вновь прибывшего ребенка начнется с первой темы.

Примерная структура занятия:

в старшей группе

Технические навыки:

    Правильно держать крючок.

    Делать первую петлю

    Вязать воздушные петли

    Вязать столбик без накида

    Вязать столбик с накидом.

    Вязать по прямой

    Вязать по кругу.

Вязание поделок:

    Панно «Цыпленок и утенок»

    Шарф для куклы

    Шапочка для куклы

    Заколка для волос

    Панно «Цыпленок с воздушными шарами»

    Божья коровка

    Панно «Лето» (бабочки, цветы, облака)

    Понимать смысл пословиц

    Называть пословицы о труде

Обязательный уровень

    Уметь делать первую петлю

    Вязать воздушные петли

    Вязать столбик без накида

    Вязать столбик с накидом.

    Вязать по прямой

    Вязать по кругу

    Понимать схему узора

    Знать 3-4 пословицы о труде.

Возможный уровень

    Проявлять самостоятельность в выборе средств выразительности.

    Знать 5-7 пословиц о труде

    Объяснять смысл пословиц

Базовое содержание образования

в подготовительной группе

Технические навыки:

    Правильно держать крючок.

    Делать первую петлю

    Вязать воздушные петли

    Вязать столбик без накида

    Вязать столбик с накидом.

    Вязать по прямой

    Вязать по кругу.

Вязание поделок:

    Панно «На лесной полянке»

  • Крошка-осьминожка

    Снежинка

    Прихватка

  • Чехол для телефона

    Шаль для куклы

  • Летняя кофточка для куклы

    Юбочка для куклы.

Знакомство с пословицами о труде

    Знакомить с пословицами о труде

    Понимать смысл пословиц

    Называть пословицы о труде

Обязательный уровень

    Уметь правильно держать крючок.

    Уметь делать первую петлю

    Вязать воздушные петли

    Вязать столбик без накида

    Вязать столбик с накидом.

    Вязать по прямой

    Вязать по кругу.

    Вязать узор по схеме

    Знать 5-7 пословиц о труде.

Возможный уровень

    Проявлять самостоятельность в выборе средств выразительности.

    Самостоятельно выбирать тему работы

    Проявлять творчество в изготовлении поделок

    Давать самооценку качеству готовых изделий.

    Знать 8-10 пословиц о труде

    Объяснять смысл пословиц

Заключение.

Как показывает опыт, дети с большим желанием, заинтересованностью и любовью занимаются в кружках, связанных с рукодельным искусством. При правильной организации кружковой работы дети проявляют не только старательность, тщательность, аккуратность в работе, но и много выдумки, фантазии, творчества, активности. Все это, в свою очередь, важно не только в трудовой практической подготовке детей, но ценно в воспитательном отношении. Не все дети, занимающиеся в детстве вязанием, становятся в будущем вязальщицами. Но очень важно, что уже в дошкольном возрасте они проходят практическую подготовку, знакомятся с различными материалами и инструментами. Удачная детская поделка, которая может быть использована в игре или любой другой деятельности, является одновременно хорошим стимулом для дальнейшего развития творчества. Ребенок, сделавший игрушку, которой он может играть вместе со своими сверстниками, или выполнивший предмет, который используется как украшение или подарок другому человеку, будет преисполнен чувством гордости, зная, что его работа нужна. Игрушка, которую ребенок сделал сам, имеет большую воспитательную ценность. В этом ее можно сравнить с игрушками-конструкторами. Обычные покупные игрушки имеют готовую законченную форму, что ограничивает возможности обращения с ними. Если ребенок способен сделать для себя игрушку, значит, он постоянно развивается, значит, он никогда не будет чувствовать скуки.

Образование первой петли.

Косичка из воздушных петель.

Введи крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверни его вместе с нитью так, чтобы на нем образовалась петля, а под ним – перехлест нити (рис.2,а). Немного растяни петлю и прижми перехлест большим пальцем левой руки к указательному, чтобы удержать петлю и не дать ей затянуться. Снова введи крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив её, протяни в образованную петлю (рис.2,б). протянув крючок с нитью через первую петлю, отпусти большой палец с перехлеста – петля затянется, а на крючке появится новая петля. Так повторяй до тех пор, пока не свяжешь цепочку из воздушных петель (рис.2,в) задуманной длины.

Шарф для куклы

Схема :

I I I I I I I I I 0 3

2 0 I I I I I I I I I

I I I I I I I I I I 1

Шапочка для куклы


Набрать цепочку воздушных петель длиной 20-25 см. Соединить в кольцо. Вязать по кругу.

1ряд: столбики без накида

2ряд: *3 воздушные петли, столбик без накида в третью петлю

предыдущего ряда*

3 ряд: *3 воздушные петли, столбик без накида под цепочку воздушных

петель предыдущего ряда*

4ряд: повторять с 3 ряда

Божья коровка

Туловище божьей коровки состоит из двух кругов красного цвета, связанных столбиками без накида. Последний ряд обвязать черными нитками, связать голову и усики. Сложить круги вместе и обвязать их нитками черного цвета. Наполнить туловище ватой. Затем связать пятнышки на спинку и полоску.

Несколько советов Виктории о том, как научить дочку вязать.

«Женщина обязательно должна уметь вязать. Возможность связать теплые и красивые вещи для себя и своей семьи всегда пригодится в жизни. А для многих женщин вязание становится не просто нужным делом, но и любимым хобби, дающим возможность творческой самореализации.

Именно поэтому очень важно не просто научить девочку выполнению основных технических приемов, а увлечь вязанием. Лучше всего совместить обучение с игрой, чтобы ребенку было интересно. Вязать крючком проще, чем спицами, поэтому советую начинать именно с него. Выберите толстую пряжу светлого оттенка и гладкий крючок соответствующего номера. От темной пряжи быстрее устают глаза, а из тонких ниток вязать дольше. У девочки может просто не хватить терпения для того, чтобы закончить изделие. А именно этот момент очень важен: ребенок должен видеть результат своей работы. Это будет стимулом для того, чтобы перейти к следующему изделию.

Начинать обучение вязанию лучше в возрасте 7-8 лет. Некоторые девочки проявляют интерес к рукоделию и раньше, но в 5-6 лет ребенку еще не хватает усидчивости и внимания для вязания. Многие девочки просят мам связать что-то для куклы. Это самый удобный момент для того, чтобы приобщить девочку к рукоделию. Начните с самого простого. Связать шарфик для небольшой куколки вполне под силу ребенку. Начните с прямоугольников и квадратов, без затей. На основе прямоугольника можно сделать шапочку, наволочку для кукольной подушки, коврик, сумочку. Поручите дочке самой связать основу изделия, а отделку возьмите на себя. Пусть девочка сама свяжет шарфик, а вы сделайте кисточки. Можно сделать помпон для шапочки. Если ребенок будет заниматься вязанием один, то работа быстро наскучит. Если — же вы вместе будете обсуждать, скажем, модель шапочки или отделку коврика, то процесс обучения станет частью игры.

И еще. Совсем не обязательно критиковать изделия дочери. Ничего не говорите даже в том случае, если петли получились корявыми, а прямоугольник — кособоким. Этим вы только обидите девочку, ей не захочется больше брать в руки крючок или спицы. Аккуратность придет со временем, если будут заинтересованность и желание.»

Вот такие полезные советы по обучению дочки вязанию. Научившись простым приемам, девочка будет с большим интересом осваивать более сложные рисунки и узоры, наблюдая, какие красивые вещи вяжет мама в дополнение к трикотажным маечкам и тонким джемперам. Кстати, купить качественный детский трикотаж оптом можно здесь: //td-adel.ru/catalog/child/ .

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Обсуждение: 6 комментариев

  1. Действительно, женщина должна уметь не только вязать. Как жаль, что сейчас многие мамы не умеют ни вязать, ни шить и, главное, не хотят ничего делать своими руками. 🙁

    Ответить

    1. Ольга, но человек ведь должен заниматься тем, что у него хорошо получается, что по душе. Если б в магазинах снова все исчезло, мы бы начали и шить, и вязать… И ходила бы я в кривых юбках и платьях не по фигуре *UNKNOWN*

      Ответить

      1. Последние годы мне встречается очень много мам и бабушек, которые не только сами ничего не умеют делать (рукоделия), но и относятся к рукодельницам с презрением. А ведь у многих из них девочки, и они передают такое негативное отношение к любому рукоделию своим девочкам. 🙁

        Ответить

Лучшие статьи по теме