SuperJunior - Дети и Родители
  • Главная
  • Развивалки
  • Рассказ с чего начинается школьная дружба. Школьная дружба: навсегда ли она? Мы росли в одном дворе

Рассказ с чего начинается школьная дружба. Школьная дружба: навсегда ли она? Мы росли в одном дворе

Составитель: учитель начальных классов МОБУ СОШ № 21 г. ТаганрогаОстапенко Марина Владимировна

Тема урока: « Школьная дружба».

Тип урока: вводный, 1 класс

Цель урока: сформировать представление о дружбе, как необходимом условии для сотрудничества и мирного сосуществования.

Задачи урока:

    Образовательная: расширить знания детей о дружбе, формировать нравственные качества обучающихся.

    Развивающая : развивать речь, смекалку, коммуникативный навык;

    Воспитательная : воспитывать чувство толерантности по отношению к людям других национальностей;

Учебное оборудование: компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point , плакат с изображением радуги, заготовки для детей для написания объявлений, ручки, карандаши, маленькие картинки с изображением солнышка, сердечка, улыбки, звёздочки, цветка, чёрной грозовой тучи.

ТСО: мультимедийный комплекс.

Ход урока.

    Мотивация учебной деятельности.

Цель: организовать и настроить детей на работу, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в классе, снять напряжение.

Звучит мелодия песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке.

    Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания детей о дружбе, вызвать их на откровенный разговор, учить детей самостоятельно формулировать тему урока, с помощью учителя определять задачи, которые нужно решить.

1) Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. А какая – попробуйте догадаться сами.

Отгадайте загадку:

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. /Радуга. /

Верно! Но наша радуга необычная, она пришла к нам в гости и принесла с собой буквы. Попытайтесь из них составить слово.

3. Целеполагание и построение проекта урока.

О чём будем говорить? /О дружбе./Да, ребята о дружбе, а точнее – о школьной дружбе.

1) Игра «Займи свою позицию».

Цель: учить делать выбор своей позиции, отстаивать свою точку зрения, воспитывать уважение к девочкам.

В противоположных сторонах класса висят таблички с надписями:

    «Дружба в классе нужна»

    «Дружба в классе не нужна»

Встаньте у той таблички, которая соответствует вашей точке зрения.

Чтобы не толпиться, давайте сначала предложим девочкам найти свою позицию. А потом спокойно это сделают мальчики. (Ребята выполняют задание)

А кто из вас считает, что об этом важно и нужно говорить? Почему?

2) Мозговой штурм «Друг – это….» (работа в группах по 4 человека.)

Цель: формировать умение работать в группе, высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию. Учиться слушать других, договариваться, воспитывать уважительные отношения к одноклассникам

(звучит тихая музыка)

Ребята, подумайте, а кого можно назвать другом?

После обсуждения дети высказывают своё мнение.

- Какое прекрасное слово "дружба"! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней. Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Друг – это твой одноклассник, с которым ты вместе познаёшь окружающий мир, каждый день делаешь новые открытия.

3) Рассказы детей о своих друзьях.

Цель: развивать речь, умение видеть в каждом человеке его достоинства

и недостатки, воспитывать стремление понять и принять друга таким, какой он есть .

Ребята, расскажите, с кем вы сдружились за время учёбы в школе. Чем интересны вам эти люди? Чем вы любите заниматься вместе? (рассказы детей)

Жители Кубани издавна ценят дружбу и умеют дружить. Когда кому-то в жизни бывает трудно, мы стараемся поддержать, протянуть руку помощи. Участвуя в акции «Цветик-семицветик», мы с вами помогли больным детям справиться со своим недугом. В нашей школе есть традиция: если кому-то нужна помощь – мы спешим на помощь все вместе!

4) Игровое упражнение «Найди себе подобного».

Цель: развивать смекалку, формировать умение взаимодействовать в коллективе, активизировать познавательную деятельность, воспитывать уважение друг к другу .

Ученики встают в круг, закрывают глаза. Учитель прикрепляет им на спину маленькие рисунки и даёт задание: найти себе подобного. Разговаривать при этом нельзя. Выполнив задание, дети встают парами. А одному ученику пары не хватило.

- Как чувствует себя тот, кто остался один, без друзей? (С этим ребёнком договориться до урока, объяснить суть игры, иначе он может обидеться) Почему так произошло? Дети объясняют. (Он не такой, как все)

    Дружба и толерантность.

Цель: дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу.

Мы знаем, что в нашем классе, как и везде, есть маленькие, большие, худые, полные, девочки и мальчики, с веснушками и без. Все разные. А в нашей школе есть дети других национальностей. Россия – многонациональная страна. Её населяют более 100 разных народов.

Кто знает, какие народы живут в России?

Поэтому нашу страну называют многонациональной. У нас на Кубани живут разные народы, люди с другим цветом кожи и глазами, отличными от ваших. А какие национальности вам известны?

В нашей школе тоже учатся дети разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, греки, армяне и др. Они такие же, как и вы умные, талантливые, весёлые и красивые. И школа для всех нас - это общий дом, где нам хорошо и уютно. А хорошо нам потому, что мы все вместе!

6) Практическая работа.

Цель: формировать умение работать с таблицами, самостоятельно добывать знания, делать выводы, показать. Что наш край многонациональный, а дружба всех народов – главное наше богатство.

С помощью таблицы определите, какой из народов самый многочисленный?

Место

А знаете вы, какие народы живут в нашей области, в нашем городе?

(Ответы детей)

Давайте рассмотрим таблицу и узнаем, правильно вы ответили или нет.

народ


(Дети рассматривают таблицу)

А нужно ли дружить с ними? (ответы учеников)

Дети, все люди, даже если они бедны, старые или больные, если они другой национальности, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина, ребёнок - неповторим и значим. Чтобы дружить, надо быть толерантным. А быть толерантным - означает принимать других со всеми их различиями физического, религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей. Это означает быть внимательным друг к другу, не замыкаться, обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет. Мы все разные, но мы вместе. И только тогда, когда мы вместе, когда мы дружим, любим и понимаем друг друга, родина каждого из нас будет процветать, а люди будут счастливы. И это так здорово!

8 ) Физминутка под музыку песни Ю.Чичкова « Детство – это я и ты»

Цель: снять усталость и напряжение, вызвать положительные эмоции.

8) Работа с пословицами в тетради.

Цель: формирование умения работать с учебником-тетрадью, развивать мышление, сообразительность.

Ребята, у нас в области живёт очень дружелюбный, трудолюбивый и мудрый народ, который умеет дружить и ценит дружбу. Недаром же он сложил такие замечательные пословицы о дружбе.

Рассмотрите рисунки и прочитайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете.

(Дети выполняют задание в тетради).

А какие пословицы о дружбе вы ещё знаете? Давайте поиграем. Я буду называть начало пословицы, а вы - окончание.

    Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

    Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

    Один за всех …… /и все за одного/.

    Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

    Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.

    Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.

    Друга ищи, а найдешь – береги.

    Дружба не гриб, в лесу не найдешь!

9) Правила дружбы - (работа в парах ).

Цель: развивать умение работать в паре, формулировать свои мысли, учиться общению друг с другом.

- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро. А для того, чтобы в классе у нас не было ссор, давайте придумаем «Правила дружбы 1го класса».

(Каждая пара придумывает своё правило дружбы). После чего, дети называют их, а учитель записывает на Интерактивной доске и предлагает утвердить эти правила дружными аплодисментами.

    Не бояться просить прощения, если обидел друга

    Не грубить

    Не злиться и не драться

    Не жадничать

    Помогать другу во всём

    Быть честным, открытым и т.д.

10 ) Игра «Однокоренные слова».

Цель: дать возможность применить знания, полученные на уроке русского языка, развивать мышление и речь.

Ребята, придумайте однокоренные слова к слову «дружба»

Дети. Дружба, дружок, дружить, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружный, подруга…

Что вы чувствуете, когда произносите эти слова?

С каким человеком вы хотели бы дружить?

Должны ли друзья быть, во всем похожи друг на друга?

Учитель. Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения. Задумывались ли вы над тем, можете ли сами соответствовать понятию “друг” ?

Как вы думаете, кто может уверенно назвать вас своим другом?

Кто может объяснить, что такое откровенность?

- Всем ли мы можем доверить свои откровения? Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?

Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?

11) Объявление “Ищу друга”.

Цель: развивать творческие способности детей, умение кратко формулировать мысль.

Ученик 1 . Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.

Ученик 2 . Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.

Ученик 3. И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел!

Ученик 4. Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Ученик 5. Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.

Ученик 6. Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт.

А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!

Учитель . Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Многие газеты сейчас печатают объявления тех, кто желает найти друзей или единомышленников. Мы попытаемся с вами тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его “Ищу друга”.

Звучит музыка. Дети пишут объявление на заготовке, указывая то качество человека, которое, по его мнению, необходимо для дружбы и украшают свою работу рисунками, так, чтобы оно сразу привлекало к себе внимание.

Давайте, отдадим наши объявления радуге и она разнесёт их по всем уголкам нашей любимой Кубани и поможет нам отыскать новых друзей.

(Дели приклеивают свои объявления на плакат с изображением радуги)

4. Саморефлексия. Релаксационная пауза “Круг дружбы”.

Цель: сплочение детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

А сейчас подойдите все ко мне. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа. Пожелайте друг другу того, чего желаете себе (дети желают друг другу любви, добра, радости, хороших и преданных друзей и т.д.).

5.Итог урока.

Вот и подходит к концу наш урок о дружбе.

- Ребята, чему научил вас сегодняшний урок?

О чём заставил задуматься?

Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!"

Цель: расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.

Задачи:

  • в игровой форме рассказать детям о качествах настоящего друга;
  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
  • развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы и коллективизма в классе;
  • воспитывать чувство толерантности.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Сообщение темы классного часа

– Чтобы узнать тему классного часа, нам нужно разгадать кроссворд (Приложение 1 ).

По горизонтали:

  1. Она делает человека мягче и отзывчивее. (Доброта)
  2. Он помогает нам принимать разумные решения и мыслить. (Разум)
  3. Оно часто проявляется к пожилым людям. (Уважение)
  4. Без неё нельзя выполнить любой работы или выучить уроки. (Желание)
  5. Оно помогает нам долго хранить вещи, школьную мебель, игрушки. (Бережливость)
  6. Она помогает нам всегда выглядеть чистыми и опрятными. (Аккуратность)

– Какое слово у нас получилось по вертикали? (Дружба)

(Ученик рассказывает стихотворение)

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

III. Работа по теме

– Кто такой друг? Что такое дружба? В толковом словаре Ожегова, дается толкование этих слов.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

– Немало примеров настоящей крепкой дружбы мы встречаем в художественной литературе.

Викторина «Кто с кем дружит»

Учитель называет имя литературного героя, а дети должны вспомнить его друга в произведении: Винни-Пух и … (Пятачок) , Малыш и … (Карлсон) , Русалочка и … (Себастьян) , Дениска и … (Мишка) , Робинзон Крузо и … (Пятница) , Чук и … (Гек) , Лев и … (собачка) , Д-Артаньян и … (Атос, Партос и Арамис)

– Давайте определим какими качествами должен обладать настоящий друг. А помогут нам ребята, которые подготовили небольшие зарисовки из школьной жизни.

Инсценировка рассказа «Друзья»

Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давайте вместе играть!».
– Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
– И меня примите.
– Нет, не примем. – сказал Максим.
– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
– То вчера, – объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

– Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно. А потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

Рассказ «До первого дождя» (рассказывает ученица)

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице. Начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
– Сними свой плащ. Мы накроемся вместе, – крикнула на бегу Таня.
– Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном. Ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
– У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.
– Так вы могли бы укрыться одним плащом, скала учительница и, взглянув на Машу. Покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
– Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?

– Почему обе девочки густо покраснели?

– А теперь послушайте стихотворение о дружбе и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему? (Ррассказывает ученик)

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет.

Инсценировка рассказа «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья. Обе учились только на пятерки.
– Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
– Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
– Да, ты стала хуже …
– Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку-то получила не я!
– Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

– За что мама осудила Соню?
– Что бы вы сказали Соне?

Вывод: умей сопереживать другу. Поддерживать его.

– Послушайте еще одну историю о дружбе (рассказывает ученик) :

Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом – ты, матросом – я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек.
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело
Вошел с поникшей головой:
– Прости уж! Сердишься? За дело!
Беда, горячий я какой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: – Ну что ж!
Я не сержусь. Чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь!

– Почему герой стихотворения был уверен, что друг придет?

Инсценировка рассказа «Так или не так?»

Переехала Аня на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями. В новой школе Аня никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школе, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.
Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:
– Ты еще ни с кем не дружишь?
– Нет, – ответила Аня.
– И я ни с кем не дружу, – вздохнула Галя. – Плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ира – задира. Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.
– Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!
– Не волнуйся, – ответила Аня. – С кем я подружусь, я ещё не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.
– Какой в рассказе изображена Аня? А Галя?
– Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?
– Как Аня догадалась, с кем ей не надо дружить?
– Какими же качествами должен обладать настоящий друг:
доброта, преданность, бескорыстие, отзывчивость, честность, надежность, толерантность. Слово толерантность произошло от латинского слова терпение, терпимость. Быть толерантным означает уважать других, невзирая на различия.
– Посмотрите друг на друга. Есть ли среди нас хотя бы два совершенно одинаковых человека? Мы все разные: по внешним признакам, по интересам, по характеру, по способностям. Иногда бывает трудно сдержаться, когда мы замечаем, что человек выглядит не так, как нам нравится, думает иначе, поступает по-другому. Но чтобы не остаться в одиночестве, нужно развивать в себе уважение, терпимость к людям. А это значит быть толерантным . Надо быть добрее, внимательнее друг к другу, обращать внимание на то, что нас сближает, видеть достоинства людей, стараться лучше понять друг друга.
Сейчас в мире не простая обстановка. Во многих точках нашей планеты идут войны, случаются землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия. Люди вынуждены покидать свои дома и уезжать из родных мест, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. Эти люди разных национальностей, разных убеждений, разной веры. Они могут иметь другой цвет кожи.
Независимо от цвета кожи, национальности, все люди мечтают быть счастливыми, найти себе друзей: преданных, надежных, добрых, отзывчивых, честных. Если все люди будут обладать такими качествами, то на Земле исчезнут войны, конфликты, ведь мы все живем на одной планете Земля, мы команда одного большого корабля.

Ученик читает стихотворение «Всемирный хоровод» С.Я. Маршака.

Стих для детей
Всех народов и стран –
Для абиссинцев
И англичан,
Для итальянских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких,
Немецких,
Французских,
Негров, чья родина –
Африки берег,
Для краснокожих
Обеих Америк;
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать;
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Для детворы
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек –
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах или в селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад –
С Востоком,
А дети –
Друг с другом!

Рефлексия

– Давайте протянем свои ладошки навстречу новым друзьям. Обведите свою ладошку на бумаге, выбрав для этого один из цветов:

  • Красная ладошка – если тема нашего классного часа вас взволновала, и вы хотите еще больше узнать об этом.
  • Желтая ладошка – если вы еще не определились, интересна ли вам эта тема.
  • Синяя ладошка – если вас эта тема не интересует.

– Вспомните то, о чем мы с вами говорили и запишите на выбранной ладошке самое главное правило дружбы, которое вы для себя сегодня открыли. Прикрепите свои ладошки на нашей карте мира.

Считается, что школьные годы - лучшая пора в нашей жизни. Это беззаботное время, когда живёшь сегодняшним днём, а все радости и печали можешь разделить с одноклассниками.

Сегодня, в День друзей «Летидор» собрал несколько доказательств, почему школьная дружба самая крепкая.

1.Мы росли в одном дворе

Мы вместе смотрели одни и те же фильмы, шатались по одним и тем же улицам, играли в вышибалы, прогуливали уроки, бегали по школьным коридорам и списывали домашнее задание… У нас было так много общего.

И всё это сформировало наши личности и сделало нас теми, кем мы являемся сейчас.

2. С ними мы можем вернуться в детство

Мы всегда можем вернуться к друзьям и вспомнить времена, когда деревья были большими, выручали друг друга шпаргалками, все выходные играли в казаков-разбойников или ездили на шумные школьные экскурсии.

Сейчас мы всё время куда-то бежим и только со школьными друзьями можем остановиться и вспомнить всё хорошее, что связывало нас в прошлом.

Эти воспоминания возвращают нас к себе и ограждают от негатива.

3. Мы знаем друг друга «с изнанки»

До мельчайших подробностей. Во всех деталях. Они были рядом, когда ты провалил первый экзамен, прятались за углом во время первого свидания и всем классом выгораживали перед учителем, когда ты пропустил контрольную.

С ними не надо стесняться и можно быть таким же дурашливым, как в школе. Помните фильм «Однажды 20 лет спустя», где на встрече одноклассников взрослые женщины и мужчины, снимая маски, снова становятся Вовками, Танями, Надями?

С ними можно надеть на голову смешной башмак и чувствовать себя отлично!

4. Мы знаем семьи друг друга

5. Они никогда не осудят

Так приятно осознавать, что бы ни случилось в жизни, есть люди, дом которых всегда открыт. Школьные друзья умеют слушать и слышать и всегда на твоей стороне.

6. У нас есть сотни совместных фотографий

Как здорово просто посмеяться над дурацкими фотками, которые мы делали в детстве. Мы корчили рожи, красились помадой из маминых косметичек, делали нелепые причёски, играли в школьных КВНах…

Всё это скрывают альбомы, которые пылятся в квартирах родителей.

7. Только мы понимаем странные шуточки друг друга

Те шуточки, которыми мы делимся внутри своего круга, понятны только нам. Они по-прежнему кажутся забавными и никогда не устареют. И наши новые друзья их никогда не поймут, а объяснять им бесполезно.

Разве этих причин не достаточно, чтобы назвать школьных приятелей лучшими друзьями на всю жизнь?


Тема: «Школьная дружба»

Цели: - познакомить с понятиями «товарищи», «друг», с особенностями школьной

Помочь понять необходимость и ценность понятия «дружба»;

Воспитывать чувства любви и уважения к своим друзьям;

Определить ценность дружбы;

Учить слушать, понимать и помогать друг другу;

Оборудование: компьютер, словари С. И.Ожегова и В. И. Даля.

Плакат, «ладошки».

Ход урока.


  1. Организационный момент.
Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руки, руки протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.


  1. ^ Сообщение темы и цели урока.
Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза и улыбнемся.

Сегодня мы поговорим о школьной дружбе, узнаем какими качествами должен обладать настоящий друг, составим «Законы дружбы».


  1. ^ Работа над новым материалом.

  1. Подготовительная работа.
Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

С. В. Михалков. (слайд 2)

Как вы понимаете слово «дружба»?

Правильно, дружба – это умение помогать другим людям, прислушиваться к их мнению и советам.

2. Работа со словарями.

Найдем, какое объяснение слову дружба дано в словарях С. И.Ожегова и В. И. Даля.

«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. И.Ожегов)

«Дружба – бескорыстная, стойкая приязнь. (В. И. Даль)

Обратите внимание, что В. И. Даль на первое место в определении слова дружба поставил бескорыстие, как вы думаете почему?

Что такое бескорыстие?

- Бескорыстие делает отношения между друзьями благородными чистыми. Настоящий друг поддержит в трудную минуту, проявит сочувствие, поможет решить проблемы, разделит заботы и радости. Тот, кто хочет дружить, должен в себе найти ответ на вопрос, готов ли он встретить друга. И если у кого нет друга, может это происходит от того что он сам не готов стать настоящим другом и требует от других многого, ничего не давая взамен.

2.Песня «Дружба». (слайд 4)

3.Беседа.

А у вас в классе есть верный друг?

Что вам нравится в вашем друге?

Помогали ли вы друг другу в трудную минуту?

- «Друг», «приятель», «товарищ" – одно ли значение у этих слов?

Ребята, хотите узнать, откуда и когда появилось слово «товарищ»?

Много – много лет назад (в 11веке, а сейчас 21век) купец (богатый человек, который занимался торговлей) набирал людей, чтобы перевезти товар в другие страны и вернуться назад. Их и назвали «товарищами»

Как вы думаете, что значит «дружить»?

Учиться жить дружно среди людей, в классном коллективе очень важно.

Еще издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе.

А знаете ли вы пословицы о дружбе?

4. Игра « Найди конец пословице». (слайд 5)

Предлагаю вам поиграть в игру «Найди конец пословице».

Не имей сто рублей, а имей без корней

Человек без друзей, что дерево сто друзей

Друга ищи, а найдешь не найдешь

Дружба не гриб, в лесу новое

Друг лучше старый, платье береги

5.Физминутка «Дружба».

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.

6. Край наш многонациональный. (слайды 6 – 12)

Ребята, посмотрите на картинку.

Кого вы видите?

Как они выглядят?

Все ли одинаковые?

А чем отличаются?

Все мы похожи друг на друга, но у нас есть и отличия – это национальность.

Друга выбирают не по национальности, не по цвету глаз или кожи, а по его качествам: верности, преданности, доброте, бескорыстности.

Кто из вас знает, какой он национальности?

Но ведь вам, национальности не мешают быть друзьями, вы уважаете друг друга.

У нас в Краснодарском крае, на Кубани, проживают люди около 100 национальностей. Все они живут дружно. У каждой национальности есть свои обычаи, свои костюмы. Рассмотрите костюмы. Это костюмы праздничные и конечно их не носят каждый день.

Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблю­дать эти правила, то станете настоящими друзьями.

7.Законы дружбы. (Уча­щиеся читают по цепочке.) (слайд 13)

Основные законы дружбы.


  1. Один за всех, и все за одного.

  2. Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

  3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

  4. Радуйтесь вместе с друзьями.

  5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

  6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
8.Пожелание себе, классу, другу. (слайд 14)

Посмотрите, какое большое сердце нарисо­вано на плакате. Это сердце нашего класса, готовое любить и по­могать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В этом сердце есть кармашек. У вас на столах лежат вырезанные из бумаги ладошки. Напишите или нарисуйте на этих ладошках пожелания - себе, классу, другу. Мы их откроем через несколько лет, когда вы будете в 11 классе.(Учащиеся пишут пожелания).

IV. Итог урока.

Кого называют товарищами?

Каким должен быть друг?

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Давайте встанем и скажем друг другу слова изве­стного героя, кота Леополь­да: «Ребята, давайте жить дружно!» (слайд 15)

И мне думается, эту дружбу вы пронесете через всю школьную жизнь.

Тема: С детства дружбой дорожить учат в школе

Цель:

Раскрыть сущность понятия « дружба»;

Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;

Воспитывать стремление дружить с окружающими;

Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности.

I. Организация класса.

Эмоциональный настрой

Звучит песня В.Шаинского «Чему учат в школе».

На доске эпиграф:

Крепко накрепко дружить,

С детства дружбой дорожить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

II. Сообщение темы и цели

Давайте каждый задумается и сам себе ответит на вопрос: « А есть ли у меня друг?» Кого мы называем другом? Давайте об этом и поразмышляем. На нашем уроке мы будем говорить о дружбе, о том, какую роль играют друзья в нашей жизни и какими качествами должен обладать настоящий друг.

1. Разговор о дружбе

Какой я? Какой мой друг? Каким бы я хотел быть? Каким бы я не хотел быть? Каким бы я хотел видеть своего друга? Какую черту характера вы больше всего цените в своем друге? А в себе?

Словарь русского языка С. И. Ожегова:

«Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

«Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой».

«Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, дружески расположенный к кому-нибудь».

(Примечание: можно составить предложения со словами друг, товарищ, дружба).

Итак, другом можно назвать не каждого. Прежде всего – это близкий человек по взглядам, по интересам. Человек, к которому можно всегда обратиться за помощью, доверить тайны.

  1. Во всех людях, а в особенности в друзьях нужно замечать хорошее. Давайте поучимся замечать положительное в наших одноклассниках.

2. Игра «Волшебный стул»

Цель: Развитие интереса к человеку, содействие формированию положительных качеств личности, изменение положения человека в группе, смягчение психологического климата в группе.

На «волшебный стул»приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза.

Уч-ся называют качества (умный, добрый, внимательный); указывают на поведенческие характеристики (он всегда помогает; к нему можно обратиться с просьбой…); у неё красивые волосы).

Игра проводится неоднократно, чтобы через момент возвышения прошел каждый член группы.

Как вы думаете в чем же состоит ценность дружбы, её значение в жизни?

Настоящий друг обладает такими качествами, как доброта, внимательность, честность. Друг поможет, укажет на ошибки. Истинный друг всегда подметит положительные качества, увидит в товарище все хорошее.

3. Чтение и обсуждение стихотворения А.Л. Барто

«Песня о дружбе»

Детская дружба чиста и крепка.

Бегали вместе весной по полям,

Горе привыкли делить пополам,

Вместе учились и вместе росли,

В армию вместе пошли.

Светлая дружба, ты греешь сердца-

В школе за партой и в смертной борьбе.

Верный товарищ поможет тебе.

Жили на свете два верных дружка,

Два пулеметчика, два смельчака

Надо к реке пробираться вперед:

Воду достать- охладить пулемет.

Река под обстрелом, река вдалеке,

Вместе друзья пробирались к реке.

Огненным ливнем бушует река

Ранила пуля бойца смельчака,

Гул несмолкаемый, грохот вокруг.

К другу на выручку бросился друг.

Верность товарищу в битве храня,

Бережно вынес его из огня.

Светлая дружба- ты греешь сердца-

Сердце ребенка и сердце бойца.

В школе за партой и в смертной борьбе

Верный товарищ поможет тебе.

  1. как метко подметила А.Л. Барто «Светлая дружба греет сердца.» А какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?
  2. И задумаемся над тем, что дружба нужна и ребенку, и бойцу, то есть и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.

Дружба – великое чувство, которое нужно каждому человеку, без которого очень трудно.

4. А с кем вы дружите

  1. Дружите ли вы со своими родителями?
  2. Должны ли родители быть друзьями своих детей?
  3. Есть ли у ваших родителей друзья детства?(Расспросите их дома об этом).
  4. Как по вашему, можно сохранить друзей детства?
  5. Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей вашей жизни?
  6. Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными? Природой? Книгами?

Человек, который умеет дружить, несет это качество через всю жизнь. Поэтому настоящая дружба берет начало в детстве и длится в течение всей жизни.

- Мимическая гимнастика

  1. улыбнитесь друг другу;
  2. примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно- настроенного человека.
  3. А какое выражение лица бывает у враждебно- настроенного человека?

Могут ли руки помочь подружиться?

  1. Какими бывают наши руки?
  2. Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
  3. Пожмите дружеские руки друг друга. Говорят: рука друга, локоть друга. Как вы это понимаете?

Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение, прощаться.

Вы взяли яркие, теплые тона красок. Это говорит о том, что дружба- это тёплое чувство, которое сопровождается яркими эмоциональными состояниями. Когда люди дружат, в их отношениях присутствуют не только радость, но бывает и горе. Настоящие друзья вместе переживают и хорошее, и плохое.

III. Подведение итогов урока

- Кого мы называет другом?

Каких друзей нам хотелось бы иметь?

А каким другом является каждый из нас?

Лучшие статьи по теме