SuperJunior - Дети и Родители
  • Главная
  • Развивалки
  • Национальная удмуртская одежда. Презентация "национальный костюм удмуртов" Удмуртский головной убор

Национальная удмуртская одежда. Презентация "национальный костюм удмуртов" Удмуртский головной убор

Екатерина Сергеевна

Кукла "Италмас" в национальном удмуртском костюме , созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе "Звездочки".

Немного истории

Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон , очень схожий с современными туниками. Материал для пошива одежды ткали вручную : на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Традиционный южноудмуртский шортдэрем – это рубаха или халат, пошитая из домотканой шерстяной ткани.

Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого , серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией . Стоит отметить, что в северных районах Удмуртии использовали лишь два варианта : белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани.

Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами . Из них шили красивые рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим вкусом, можно было по праву называть модельерами. Создавая костюм , они помечали его особой меткой : связкой ниток (чук) . Другие мастера могли копировать костюм , но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение.

Стоит отметить, что ребёнок до определённых лет не имел собственной одежды. Первая одежда младенца – это рубаха мамы, если рождалась девочка и отцовская, если рождался мальчик. Практически до трехлетнего возраста дети донашивали одежду старших. Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой.

С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план. Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность.

Также для регионального уголка еще я сшила наряд для куклы в русском народном стиле . К сожалению возможности снимать пошаговое создание костюмов не было .




Публикации по теме:

Предлагаю вашему вниманию коллекцию кукол в народных костюмах. Все куклы выполнены из фарфора,вручную. Костюмы для них созданы из качественных.

[i]Дидактическая игра "Куклы в народных костюмах" Четыре года назад в нашем ДОУ была тема "Русская народная культура". И к этой теме я решила.

Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Башкирский национальный костюм» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Башкирский национальный костюм» Программное.

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы Школа №368 «Лосиный остров» дошкольное подразделение №3 Конспект.

Конспект тематического развлечения для детей средней группы «Русский национальный костюм» Цель: формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках; вызвать чувство восхищения талантом.

В пище удмуртов наблюдается сочетание степных скотоводческих традиций с обычаями земледельца - жителя лесной полосы северовостока Европы.

Основой питания удмуртов является хлеб (нянь) из ржаной или пшеничной муки, раньше его пекли большей частью из ячменной муки с примесью различных суррогатов. Разнообразны традиционные хлебные изделия удмуртов: лепешки (табань), пресные ватрушки с начинкой из рубленого мяса, яиц и лука (перепеч), пироги со всевозможной начинкой (куа-самнянъ), блины (мылъым) и т. п. Варят различные каши (жук) - ячневую, пшенную и другие, приправляя их маслом или салом.

Подобно соседним народам - татарам, казахам я башкирам - удмурты широко пользуются мукой для приправы различных жидких блюд. Например, они приготовляют толокно, которое едят разведенное квасом, водой или кислым молоком, делают пельмени с начинкой из картофеля и мяса, варят своеобразную лапшу - нугыли, приготовляемую из кислого теста.

Из горячих жидких блюд распространена похлебка шыд с крупой и горохом.

Молочная пища, которая в дореволюционное время занимала незначительное место в питании удмуртской семьи, теперь с развитием животноводства получила большое распространение. Масло, сметана, творог стали каждодневными продуктами питания колхозника-удмурта. Обычным продуктом стало и мясо, которое, как и молоко, раньше было лакомством. В силу старых охотничьих традиций для удмуртов привычно употребление в пищу мяса лесных диких животных и птиц.

С развитием огородничества большое значение в питании удмуртов приобрели картофель и овощи: лук, капуста, огурцы, помидоры.

В качестве напитков^аспространены чай, кофе, подслащенная медом вода (шербет) и квас (сюкасъ); по праздникам пьют домашнее пиво (сур).

В наше время многие удмуртские колхозы имеют общественные хлебопекарни и столовые. В сельских и районных магазинах колхозники покупают сахар, кондитерские и макаронные изделия, крупы и т. п.

Одежда

Одежда удмуртов в прошлом была почти исключительно домашнего производства. Шили ее из белого холста, пестряди и сукон. Изготовлением тканей занимались женщины. Белый холст со второй половины XIX в. стал вытесняться пестрядью, и белая одежда уже в 1930-х годах встречалась редко, в основном у старшего поколения.

Мужской удмуртский костюм утратил национальную специфику значительно раньше, чем женский, и уже в XVIII в. почти не отличался от одежды русских крестьян. Он состоял из рубахи (дэрем), сшитой из домотканой пестряди, а позднее из фабричной ткани, и штанов (эрезъ) из синего холста или сукна. Рубаха была туникообразного покроя с невысоким стоячим воротником и разрезом на правой стороне груди, длиной 60- 70 см. Ее носили поверх штанов и подпоясывали плетеным или кожаным поясом. Старики носили на поясе кожаную сумочку тылдурсы, в которой хранили огниво и трут, а впоследствии спички. У удмуртов южных районов туникообразная рубаха была значительно длиннее (85-90 см) и шире, с разрезом посередине груди, отложным воротником и завязками вместо пуговиц. Такую рубаху носили поверх штанов, без пояса. Этот тип рубахи сближается со старинной рубахой башкир и татар.

Мужские штаны северных и южных удмуртов были несколько различны по покрою. В центральных и северных районах Удмуртии штанины сшивали из перегнутых по продольной нитке холстин, вставляя между ними два треугольника. Верхний край штанов загибали и продевали шнурок, которым штаны удерживались на талии. Позднее штаны стали делать на обшивке, с карманами, разрезом спереди и застежкой на пуговицах. В южных районах Удмуртии штаны шили с широким шагом, как у казахов, башкир и татар. Их носили низко под животом, прикрывая длинной рубахой.

Летней верхней одеждой служил белый холщовый халат (шортдэ- рем), но более распространен был зипун - отрезной в талии суконный кафтан (сукман, дукес); его подпоясывали ремнем.

Зимой мужчины носили дубленые полушубки, нередко крытые сукном, а отправляясь в дорогу, надевали азям - длинную широкую одежду из домашнего полусукна с большим запахом. Аналогичная дорожная одежда бытовала и у соседнего русского населения. В наши дни удмурты носят одежду из фабричных тканей и очень часто покупают готовую.

Головцым убором мужчин служила раньше валяная шляпа кустарного изготовления, теперь носят фетровые фабричные шляпы и кепи. Зимой ходят в мерлушковых и бараньих шапках-ушанках.

В прошлом широко была распространена плетеная лыковая обувь. Удмуртские лапти отличались по форме и плетению от русских, они значительно легче, в особенности женские. Их плели на разных колодках (для правой и левой ноги), с остроконечным носком и прямым переплетением лык в верхней части носка, который на женских лаптях украшали полосками жести или клеенки. На каждой стороне удмуртского лаптя, как и русского, имелись лыковые петли, в которые пропускались лыковые или шерстяные оборы. Теперь в лаптях никто не ходит. Все удмурты носят фабричную обувь - сапоги, ботинки и т. п.

Женщины в качестве верхнего платья и нательной одежды носили рубаху (дэрем), существенно различавшуюся по покрою и материалу в разных районах. У северных удмурток и бесермянок еще недавно (в XIX - первой четверти XX в.) бытовали рубахи из белого холста, туникообразного *покроя, с вышивкой. Теперь женщины средних лет носят платье из фабричной ткани, но покрой его часто остается традиционным. Многие пожилые удмуртки продолжают носить рубаху на кокетке; верхнюю часть ее делают из ситца, а нижнюю из более грубого цветного холста. Старухи- бесермянки еще сохраняют иногда белую рубаху.

В южных районах рубаху шили из домотканой цветной пестряди (ала- ча); по покрою она отличалась от бытовавшей в северных районах. Здесь рубаха была значительно шире в подоле, бока ее состояли из четырех более коротких скошенных кусков холста, сшитых попарно. Рукава - прямые, длинные. Под рукавами вшивали квадратные ластовицы. Воротник - стоячий, застегивался на пуговицу или на крючок. Нагрудный разрез обшивали полосками цветного ситца, тесьмой или кружевами. Под рубахой женщина носила нагрудник (кыкрак), сшитый из кусков разноцветного ситца или бархата. Подол рубахи заканчивался одной или двумя оборками. Такие рубахи-платья, сшитые из фабричной ткани, носят и теперь. Молодые удмуртки шьют платья из ситца и сатина, сохраняя старые традиции в отделке, применяя много цветных нашивок, лент, оборок.

Под рубахой|удмуртки южных районов носили штаны, по покрою аналогичные мужским. На севере удмуртские женщины штанов не носили. В настоящее время повсеместное распространение получило мужское и женское нижнее белье, которого раньше у удмуртов не было.

Поверх рубахи или платья женщины надевали цветной передник (айшет, азъкышет).

Верхнюю женскую одежду, как и мужскую, шили из белого или цветного холста, шерстяных тканей и сукна домашнего изготовления. Летним выходным платьем удмуртки в северных районах был надеваемый поверх рубахи шортдэрем - длинная белая распашная одежда типа халата, с короткими рукавами, украшенная вышивкой и полосками кумача.

У южных удмурток верхней одеждой служил кафтан (зыбын) из цветной, обычно красной, шерстяной ткани, длиной до колен, сшитый в талию со сборами. Более теплой верхней одеждой был суконный кафтан (сукман или дукес), по покрою аналогичный мужскому. Зимой носили шубу (пась) из дубленых овчин. Теперь традиционную верхнюю одежду заменили готовые пальто и костюмы.

Старинные головные уборы удмурток были очень разнообразны. Ношение того или другого головного убора, как и прически, было связано с определенным возрастом и положением женщины в семье. Различались головные уборы девушек, замужних женщин и старух.

По форме и внешнему виду женские головные уборы могут быть разделены на четыре группы. К первой группе отнесем покрывала, платки, полотенца; ко второй - повязки, налобники, венки; к третьей - мягкие шапки, чепцы; к четвертой - высокие твердые уборы конусообразной и лопатообразной формы. В последнюю группу входит айшон - старинный головной убор замужней удмуртки конусообразной или цилиндрической формы, на берестяной основе, покрытый холстом и украшенный вышивкой, цветными лентами и монетами. Бытование айшона по этнографическим материалам прослеживается на протяжении XVIII и XIX вв. среди удмурток Сарапульского, Елабужского и Малмыжского уездов Вятской *губ. Местами он встречался и в начале нашего века (с. Кар- лыган, ныне Марийская АССР).

Аналогичные уборы в форме усеченного конуса или цилиндра известны многим народам Восточной Европы и Средней Азии. К айшону близки головной убор «шурка» луговых мари, «панга» мордвы, «саукеле» казахов, некоторые типы русского кокошника.

Интересна девичья шапочка такъя, сшитая из холста, обшитая кумачом и украшенная монетами или бисером. Она бытовала у удмурток еще в начале нашего века. У бесермянок такъя удерживалась значительно дольше. Из женских головных уборов к группе шапок можно отнести хошпу бесермянок. Это круглая холщовая шапка с открытым верхом, вся зашитая монетами. Такъя и хошпу бесермянок близки к головным уборам чувашек и башкирок, у которых они известны под теми же названиями.

Замужние удмуртки в Увинском, Боткинском и некоторых других районах носили похожие на чепец мягкие шапочки (подурга, йыркышет) из холста, отделанные позументом и разноцветными полосками ситца. По форме и общему виду они напоминают русский повойник или сборник.

Разнообразны налобные повязки удмурток. Такого вида головные уборы широко бытуют также у марийцев, мордвы, чувашей, башкир, татар и у многих славянских народов. Это вышитые полоски холста, обшитые позументом, монетами и блестками. Носили их и девушки, и замужние женщины.

Широко были распространены платки и покрывала, причем наиболее старой формой удмуртского платка можно считать домотканую холщовую косынку куинъ серго («три угла»), обшитую кумачом, цусочками сукна и ситца, украшенную вышивкой и позументом. Девушки носили косынки поверх такъи, женщины поверх подурги, а впоследствии и без этих головных уборов непосредственно на голове. Косынка куинь серго была известна почти повсеместно на территории Удмуртии еще в первой четверти XX в. В южных районах нынешней Удмуртской АССР и среди удмурток, живущих на территории Марийской и Башкирской АССР, бытовало покрывало сюлык из тяжелой парчовой ткани, на подкладке, отороченное бахромой. Сюлык набрасывали на айшон, а впоследствии стали использовать и без него как свадебное покрывало.

К группе покрывал относится также чалма - льняное или хлопчатобумажное полотенце с затканными яркими концами. Чалму носили замужние женщины до наступления старости. Ею повязывали голову и концы спускали на спину. Бесермянки носили полотенчатый головной убор - кышон.

В настоящее время все эти головные уборы вышли из употребления. Самым распространенным современным головным убором девушек и замужних женщин является платок - ситцевый, шелковый, шерстяной; носят также различные шапочки, шарфы, береты, покупаемые в магазинах.

В прошлом удмуртки носили разнообразные металлические украшения, нагрудники, сделанные из монет, перевязи, цепочки, а также браслеты, кольца, серьги и подвески к косам. Традиция носить украшения сохраняется у сельских жителей, но сами украшения несколько изменились. Девушки и женщины носят бусы и ожерелья из раковин и монет, браслеты и кольца.

Одежда удмуртов: женские головные уборы

Удмурты-калмезы проживают в Сюмсинском, Селтинском, Увинском, Вавожском, частично Кизнерском, Можгинском районах Удмуртии, в Унинском, Кильмезском, Вятско-Полянском, частично Малмыжском районах Кировской области. В Унинском районе по соседству были расселены представители двух этнотерриториальных удмуртских групп: одна из них сформировалась на основе племени ватка, их селения расположены по р. Косе, левому притоку Чепцы. А другая – на основе племени калмез, их селения расположены в верховьях рек Лумпун и Лобани, правых притоков Кильмези.

В женском головном уборе йыршет Г. А. Казакова, директор краеведческого музея пос. Уни (Кировская обл.).
Фотография автора. 2002

В 2002 г. во время археолого-этнографической экспедиции в Унинский район Кировской области в крае­ведческом музее пос. Уни при знакомстве с коллекцией традиционной одежды русских, удмуртов-ватка, удмуртов-калмезов моё внимание привлекла одна деталь женского головного убора калмезов в форме маленького чепца или сборника. Передняя налобная часть его декорирована восемью узкими полосками разноцветной ткани: низ обрамлён клетчатой тёмно-синей полоской, последующие четыре полоски красного цвета перемежались последовательно клетчатой зелёной, клетчатой бело-голубой, затем вновь клетчатой зелёной полосками. Сотрудники музея не обладали информацией относительно наименования этой детали составного головного убора и способов его ношения. По счастливой случайности в ходе экспедиционных поездок по району удалось повстречаться с двумя женщинами преклонного возраста – Анной Севастьяновной Ивановой (1911 г. р.) и Александрой Дмитриевной Гусевой (1918 г. р.). Обе они являлись уроженками исчезнувшей ныне д. Маги, представительницами этнографической группы удмуртов-калмезов. Эти женщины вспомнили о существовании старинного головного убора йыршет (букв. «головной платок». – Н. Ш. ) или колпак в виде маленькой шапочки с завязками. Она обшивалась монетами и носилась под покупным платком. Верхний рубеж бытования этого убора относится к началу XX в., ибо именно в этот период, в детстве, его могли видеть информаторы, родившиеся в 1910–1920-х гг., они и сохранили сведения о наименовании, назначении и способах ношения шапочки йыршет. Следующее поколение людей, родившееся в 1930-х гг., уже ничего не помнило об этом уборе.

Деталь составного головного убора удмуртской женщины йыршет.
Фотография автора. 2002

В фондах Национального музея Удмуртской Республики имеется небольшая коллекция подобных шапочек йыршет, собранная среди удмуртов-калмезов Кировской области и в Удмуртии научным сотрудником музея С. Х. Лебедевой и бывшими работниками музея – директором Г. Ф. Сидоровым, заместителем директора В. А. Семёновым. Такая шапочка имеет завязки на затылке, она надевалась на лоб и покрывалась платком. По названию, форме и внешнему виду шапочки аналогичны головному убору из Унинского музея. По свидетельству С. Х. Лебедевой, йыршеты надевались женщиной после рождения ребёнка во время полевых работ или обрядовых игр. Судя по имеющимся этнографическим материалам, ношение шапочек замужними женщинами среди удмуртов не было распространённым явлением. Ношение круглых шапочек отмечено В. Н. Белицер у центральных и северных удмуртов. В Селтинском и Юкаменском районах тоже была известна женская сборчатая шапочка йыршет. Следует отметить, что оба указанных района своими западными рубежами граничат с Унинским районом Кировской области. В Шарканском районе женщины носили белую шапочку подургу под платком, её края обшивались кумачом, оторачивались цепочкой и позументом.

Головные уборы и костюмные комплексы косинских удмуртов (ватка) хорошо сохранились, они используются и в настоящее время фольклорными коллективами. Этот костюм являлся объектом пристального внимания исследователей. Значительно меньше внимания уделяли костюму удмуртов-калмезов, по каким-то причинам он рано вышел из употребления. Сохранились лишь краткие суммарные описания костюма калмезов. Калмезские женщины носили высокий конусообразный головной убор – айшон, поверх которого надевали покрывало сюрйылкышет (букв. «платок на рогатую голову». – Н. Ш. ), в других местах его называли сюлык. Головное полотенце замужних женщин называлось йыркышет (дьыркышет < йыркышет у завятских удмуртов, чалма – у южных удмуртов). Среди калмезов была распространена белая вышитая рубаха туникообразного покроя; вышивка располагалась на рукавах, на груди и на подоле. Впоследствии вышивка уступает место аппликации; белая рубашка из домотканины заменяется пестрядинной; появляется кокетка, верх рубахи до пояса стали шить только из фабричной ткани, чаще из красного цветастого ситца или кумача. Видимо, неслучайно удмурты-ватка, противопоставляя себя калмезам из соседних деревень, говорят, что сами-то они ходят в белом, а калмезы – в красном 1 .

Археологические аналоги унинскому типу убора выявлены автором статьи в Кукморском районе Республики Татарстан. В 1987 г. в процессе раскопок удмуртского могильника XVII–XVIII вв. в д. Ош-Юмья нами были найдены остатки необычного женского головного убора. В погребении № 9 наряду с серьгами, браслетом из бисера и нагрудного (чересплечного) украшения обнаружены остатки головного убора, состоявшего из позументной ленты на лбу и берестяного колпачка, лежавшего над макушкой головы умершего. Датировка могилы устанавливается по семи серебряным копейкам, одна из которых выпущена во времена царствования Алексея Михайловича (1645–1676 гг.), а остальные шесть – при Петре Алексеевиче (1696–1718 гг.). Монеты были пробиты и прикреплены к нагруднику.

Выявленный могильник использовался завятскими (или арскими) удмуртами, проживающими в Кукморском, Балтасинском, Мамадышском районах Республики Татарстан, Мари-Турекском районе Республики Марий Эл, Уржумском и Малмыжском районах Кировской области 2 . Традиционный костюм завятских (арских) удмуртов состоял из двух основных типов головных уборов (девичий такъя, женский ашъян с покрывалом сюлык), рубашки из красно-чёрной мелкоклетчатой пестряди туникообразного покроя с короткими рукавами, с оборкой (ширина 10–15 см), нагрудных и наспинных украшений 3 .

Сведения об удмуртских женских головных уборах с колпачком в этнографической литературе отсутствуют. Близкие аналоги ему известны только в марийской среде. По наличию берестяного колпачка, который надевали на причёску, обнаруженный в д. Ош-Юмье головной убор напоминает марийский шимакш. Последний представлял собой остроконечный колпачок, сшитый из одного куска холста и вышитый шерстью и шёлком. Перед тем, как его надеть, волосы туго стягивали на темени или ближе ко лбу, на причёску надевали берестяной или войлочный колпачок, а сверху накидывали собственно шимакш, конец которого свободно ниспадал на спину 4 . Однако в отличие от марийского убора наша находка включала ещё позументную ленту, украшавшую край налобной повязки или шапочки. На основе археологических наблюдений и марийских аналогий нами был выполнен вариант реконструкции этого убора 5 . И, поскольку такая уникальная разновидность головного убора была обнаружена в удмуртском могильнике, а этнографические параллели имелись среди марийцев, было высказано два предположения: либо прежде у удмуртов существовал какой-то аналогичный убор с берестяным колпачком, либо эту находку следует рассматривать как случай марийского заимствования 6 .

Причёска женщины, носившей головной убор шымакш

Таким образом, существование особого типа составного головного убора замужней женщины в форме шапочки, надеваемой поверх пучка волос надо лбом или на темени, выявленного по этнографическим данным унинских удмуртов, нашло подтверждение и в археологических материалах среди завятских удмуртов. Судя по своим размерам, шапочка-колпачок надевалась на прическу и, очевидно, прежде имела твёрдый каркас (основу) из бересты или луба. Удмурты-калмезы называли этот убор йыршет, наименование его у завятских удмуртов неизвестно. Имеющиеся данные позволяют определять время бытования йыршета второй половиной XVII – началом XX в. Территория его распространения – юго-западные ареалы обитания удмуртского этноса (завятские удмурты и удмурты-калмезы). Этот головной убор имел локальное значение, не использовался повсеместно, поэтому до сих пор не был зафиксирован исследователями. Подобные головные уборы близки русскому повойнику, коми-пермяцкому моршеню, простому чепцу и девичьей шапочке такъе 7 .

Примечания

1 Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов: материалы к этногенезу. М., 1951. С. 42, 65 ; Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов / отв. ред. М. Г. Атаманов. Ижевск, 1987. С. 115, 117–118.
2 Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Указ. соч. С. 115.
3 Там же. С. 117 ; Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов. Ижевск, 2000. С. 121–154.
4 Крюкова Т. А. Материальная культура марийцев XIX века. Йошкар-Ола, 1956. С. 136 ; Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола, 1992. С. 38–39.
5 Шутова Н. И. Удмурты XVI – первой половины XIX в. : по данным могильников. Ижевск, 1992. Рис. 27.
6 Шутова Н. И. Женская одежда удмуртов XVI–XVIII вв. (по данным археологии) // Традиционная материальная культура и искусство Урала и Поволжья / отв. ред. К. М. Климов. Ижевск, 1995. С. 30–31.
7 Белицер В. Н. Указ. соч. С. 65–67.

В традиционной одежде удмуртов принято выделять северный июжный варианты.

Женский костюм северной удмуртки состоит из туникообразной рубахи (дэрем), съёмного вышитого нагрудника (кабачи), распашного халата (шортдэрем), тканой или плетёной опояски и передника без грудки (азькышет).

Вышитый нагрудник (кабачи) в зависимости от орнаментации и исполнения бывает праздничным, обрядовым и повседневным. Свадебный кабачи украшает орнамент с восьмилучевой звёздочкой (толэзь).

Одежда шьётся из белого льняного холста и украшается вышивкой красного цвета.

На голову надевается налобная повязка и, поверх неё, белыйплаток с кумачовой оторочкой. (Фотографии слева и справа - североудмуртский костюм. Кукла слева выполнена Алевтиной Осотовой, посёлок Кез).

Традиционная одежда южной удмуртки шьётся из пестряди.

Платье имеет трапециевидную форму, рукава к низу заужены, по низу платья –широкая оборка. Грудь украшает съёмный нагрудник из серебряных монет.

(Фотографии слева и справа – южноудмуртский костюм).

Головной убор южной удмуртки состоит из вышитой налобной повязки, головного полотенца (чалма), конусообразного берестяного убора (айшон), платка-покрывала (сюлык). (Фотография внизу справа - на занятии в гимназии им. Кузебая Герда города Ижевска).

Свадебный сюлык украшается чёрной вышивкой и массивной бахромой из чёрных или бордовых ниток. После рождения первого ребёнка чёрный свадебный сюлык заменяется на повседневный красный с зелёными шерстяными кистями (Фотография внизу слева - на занятии в гимназии им. Кузебая Герда города Ижевска).


Обувь – узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки,лапти с узорными шерстяными оборами, башмаки, валенки (то же для северных удмуртов).

Мужская одежда удмуртов – белая, позднее пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в полоску, ремень или шерстяной тканый пояс (кускерттон).

Головные уборы – валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь – онучи, лапти, сапоги, валенки.

(Фотография справа - кукла выполнена Алевтиной Осотовой, посёлок Кез).

Верхней одеждой и у мужчин и у женщин были шерстяные кафтаныи шубы, отрезные по талии и со сборками, повседневные – неотрезные и без сборок, но приталенные..

Лучшие статьи по теме